Давид Ибрагимов — татарин, запечатлевший в кинохронике Великую Отечественную войну
Автор кадров "Обыкновенного фашизма", "Берлина" и "Разгрома милитаристской Японии" "Берлин", "Разгром милитаристской Японии", "Сталинград", "Обыкновенный фашизм" — многие известные кадры военной кинохроники принадлежат руке выдающегося советского оператора Давида Ибрагимова. Ко дню проведения в стране Парада Победы казанский историк Лилия Габдрафикова написала для "Реального времени" колонку о татарине, который запечатлел в кинопленке важнейшие этапы Великой Отечественной войны и последующий разгром Квантунской армии. За свою отважную работу на фронте Ибрагимов был удостоен Сталинской премии. Докоронавирусная командировка в Саратов неожиданно открыла для меня имя одного советского кинооператора. Его звали Ибрагимов Давид Михайлович. В Татарстане о нем практически ничего не известно, поэтому я сочла нужным восполнить данный пробел и обратить внимание на биографию и профессиональные заслуги этого славного сына татарского народа. Из татарских мещан Саратова В Саратове очень дорожат памятью о кинооператоре Давиде Ибрагимове, в Саратовском областном краеведческом музее есть специальная экспозиция, посвященная ему. Так кто же он? Он снимал документальные фильмы, а особенно много работал на фронтах Великой Отечественной войны. Снимал, в том числе, в небе, прямо в ходе воздушного боя. И сегодня вызывает восхищение и удивление то, как смелый оператор ради кадров боевых действий каждую секунду отважно рисковал своей жизнью. Конечно, о профессиональных достижениях кинооператора Давида Ибрагимова сотрудники саратовского музея готовы были рассказать многое (отдельное спасибо им за это), но о его татарских корнях информация оказалась крайне скудной. Но все же попытаемся восстановить некоторые детали его жизни. Родился будущий советский кинооператор Давид Михайлович Ибрагимов в губернском городе Саратов в 1914 году. Судя по всему, по-татарски звали его Дауд, а вот татарское отчество в советских делопроизводственных материалах нигде не зафиксировано. Так и осталось во всех документах Михайлович. В советское время это была распространенная практика, когда некоторые татары меняли имя на документах на русский лад. Для города со смешанным населением, как Саратов, это, наверное, характерное явление советской эпохи. Давид Ибрагимов родился в суровое время года — в феврале 1914 года в семье бедных татарских мещан. О своем татарском происхождении он всегда указывал во всех личных делах. Также Давид Ибрагимов отмечал, что родители работали по найму. Уже через пять месяцев после его рождения началась Первая мировая война, всеобщий дефицит, рост цен и другие трудности военной поры, поэтому рос маленький Дауд в очень тяжелое время. Возможно, отца Дауда сразу призвали на фронт. Ведь в первое время на Великую войну отправляли запасных солдат, а запасными были, в большинстве своем, как раз отслужившие в царской армии крестьяне и мещане. Мать Дауда до 1917 года зарабатывала на хлеб как грузчица. Это какой сильной женщиной надо быть, чтобы трудиться грузчицей? Можно смело переиначить некрасовские строки и сказать о татарской женщине, что она и "коня на скаку остановит", и если надо, справится с любой работой. Особенно, когда речь идет о женщине-матери. Мать Давида Ибрагимова, видимо, была одной из таких смелых татарок. Если обратиться к истории дореволюционного Саратова, то проживавшие в этом городе татары, действительно, были преимущественно чернорабочими. Богатых татар, активных купцов, там было крайне мало. Только несколько человек. Из-за этого в Саратове в эпоху джадидизма и книжного бума не издавались никакие татарские газеты и журналы. Тогда, как ближайшие Астрахань, Симбирск и Самара в этом отношении старались не отставать от казанских издателей. Снял подписание акта о капитуляции Японии Невзирая на все испытания и социальные катаклизмы, Давид Ибрагимов выжил в суровых условиях войн, революций, эпидемий начала ХХ века. Более того, к 1927 году 13-летний татарский мальчик выучился в школе киномехаников. Путь Ибрагимова к своей главной профессии был тернистым. Работал сначала учеником киномеханика, электромонтером, осветителем, проявщиком кинопленки, лаборантом. Но, наконец-то, он попал на Нижне-Волжскую студию кинохроники. Сначала трудился на различных вспомогательных должностях, был ассистентом оператора. А позднее сам уже освоил работу оператора. В официальных документах Ибрагимов указывал, что с 1936 года работал по специальности оператор. Его сюжеты стали брать не только для показа на местных экранах, но и для союзной кинохроники. Уже к 1939 году Давид Ибрагимов окончил курсы операторов при ВГИКе, его практические навыки и уже имевшийся профессиональный опыт были усилены еще и теоретическими познаниями. Во время Великой Отечественной войны со своей кинокамерой он побывал на многих участках фронта: Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Центральном, 1-м Украинском, 1-м Белорусском, 2-м Приморском. Старательно, смело и талантливо продолжал фиксировать героические будни своих соотечественников. Ибрагимов снимал боевые действия, на земле и на воздухе, снимал короткие минуты затишья между боями. 2 сентября 1945 года он зафиксировал на кинокамеру окончание Второй мировой войны — снял процесс подписания документа об официальной капитуляции Японии. В фильмографии Давида Ибрагимова — такие документальные картины, как "Сталинград", "Орловская битва", "Битва за нашу Советскую Украину", "Освобождение Гомеля", "Мозырь — Калинковичи", "Майданек — кладбище Европы", "От Вислы до Одера", "Берлин", "Разгром милитаристской Японии". Все они сняты в 1943-1945 годах. Снятые им боевые кадры вошли в различные документальные фильмы, созданные уже в послевоенное время. В их числе двухсерийный "Обыкновенный фашизм" (1965) киностудии "Мосфильм". "Человек, которого жизнь ломала, била" В 1943 году Ибрагимов Давид Михайлович за фронтовые съемки был удостоен высокой награды — Сталинской премии 2-й степени. Уже к тому времени он имел 12 боевых вылетов, а ведь это была только середина Великой Отечественной войны. А сам Давид Михайлович оказался на фронте с 1942 года. В послевоенные годы Давид Ибрагимов вернулся в родные края, трудился на Нижне-Волжской студии кинохроники. Всю жизнь Давид Михайлович Ибрагимов сохранил верность своему профессиональному призванию, как и подобает настоящему татарину. Умер отважный кинооператор в 1984 году, в Саратове. Коллеги и ученики, просто знакомые, вспоминают как о его высоком профессионализме, так и о прекрасных человеческих качествах Давида Ибрагимова. Один из его учеников Юрий Попов сказал: "Давид Михайлович человек, которого жизнь ломала, била. Постоянно. Но он не озлобился". А еще он подчеркнул следующие слова своего учителя "Любовь возвращает миру красоту" (цитируется по материалу А. Дубко). И мы с ним полностью согласны.