Войти в почту

Автор, ты всегда прав!

К сожалению, не секрет, что современные россияне, при всей своей просвещенности и доступе к широчайшему информационному полю весьма слабо ориентируются в сфере защиты авторских прав. А это самое информационное поле порой только запутывает людей. Вот свежий пример: недавно по сети разошлись довольно примитивные стихи из области "мотивационной психологии" за подписью "Омар Хайям". Их активно "лайкают" и "репостят". И невдомек читателям то, что бедняга Хайям, прочитав пятистишие, которое ему приписывают, утопился бы в арыке. Хорошо, что он жил давно, его этот позор не коснулся!.. Но если Хайяму уже все равно, то множество творцов во всех видах искусства живы, здравствуют, работают и надеются получать за свою художественную деятельность достойное вознаграждение. А вот с этим, увы, возникают сложности… Тот же интернет способствует распространению "пиратских" копий книг, версий фильмов, различных зрелищных программ и проектов. Публика получает зрелище даром, а его создатель получает шиш. Риторический вопрос: разве это справедливо? Второй риторический вопрос: доколе? На оба эти вопроса ищет действенные ответы актер и юрист Денис Кирис в своем труде "Особенности защиты авторских прав на аудиовизуальное произведение в России и за рубежом" (М., Изд-во Триумф, 2020). Как работник сцены, Денис Кирис отлично знает специфику актерской профессии и проблемы своих собратьев по цеху, в том числе и в части защиты прав на произведения, создаваемые трудом артистов. Как сказано в аннотации к книге, "артисты во всем мире люди зависимые. И наша страна – не исключение. …Для того, чтобы сделать актерскую профессию в России полноценной частью цивилизованного рынка труда, требуются годы активной работы. Одним из наиболее востребованных при этом механизмов является грамотное использование возможностей, которое предоставляет институт авторского права". В авторском предисловии указано, что книга излагает "основные концепции и механизмы, позволяющие творцам надежно защитить своё участие в создании знакомого нам мира – с каждым новым созданным им образом на экране". Книга Дениса Кириса "Особенности защиты авторских прав на аудиовизуальное произведение в России и за рубежом", несмотря на серьезное название и целевое назначение, читается очень увлекательно. Она написана внятным общеупотребительным языком, без излишней научности, которая, возможно, придает солидности, но не универсальности. Также книга полна познавательной информации, которая касается любого творческого человека, ибо речь в ней идет о защите авторских прав на произведения искусства. Для примера автор использует произведения в различных жанрах, существующие на разнообразных носителях – тексты, картины, кинофильмы. Но акцент в труде сделан на аудиовизуальные произведения. Они рассматриваются как феномен, о котором стоит говорить особо. Термин "аудиовизуальное произведение" Кирис рассматривает в исторической перспективе (ведь технологии создания подобных произведений усложняются, а то и появляются новые каждый день) и в конкретных категориях. "Понятие "аудиовизуальное произведение" используется в законодательстве некоторых стран… уже на протяжении 20 лет, вместо или одновременно с понятием "кинематографическое произведение" или "фильм", - пишет автор. К аудиовизуальным произведениям сегодняшнее законодательство относит три крупные группы: кинематографические произведения (художественные фильмы), телевизионные произведения, видеограммы. Автор рассматривает современное состояние защиты и охраны авторских прав в нашей стране и сравнивает его с зарубежной практикой. В этом контексте выявляется проблема, решению которой был посвящен, в частности, Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям . Он вступил в силу 28 апреля 2020 года. Данное многостороннее соглашение регулирует смежные права на аудиовизуальные произведения, защищает интеллектуальную собственность исполнителей аудиовизуальных партий и расширяет экономические права исполнителей, авторов и владельцев аудиовизуальных произведений в интересах их заработка на международном распространении творческих продуктов. Проще говоря, речь о том, что актеры кино (да и других сфер) зачастую не считаются авторами создаваемых ими аудиовизуальных произведений. Особенно это распространено в России: в нашей практике артисты, подписывая договор с производителем того или иного продукта, по умолчанию отдают ему исключительные права на свою индивидуальную собственность. А это положение лишает артистов на получение своей доли прибыли с проката, хоть бы даже фильм или спектакль с их участием не сходил с экранов или официальных интернет-каналов! Из-за этого многие кумиры советского кино окончили дни свои в нищете. "Нельзя допустить, чтобы молодые киноактеры в будущем оказались в таком положении", - пишет Денис Кирис. В мире подвижки в эту сторону уже сделаны. Так, Пекинский договор подписали 74 страны и ратифицировали 33 участника. Теперь речь о том, чтобы нормы Пекинского договора "заработали" на российской почве. Книга "Особенности защиты авторских прав на аудиовизуальное произведение в России и за рубежом" завершается юридически сформулированными дополнениями в Гражданский кодекс РФ, принятие которых изменило бы положение вещей и способствовало созданию в нашей стране цивилизованного рынка в кинопроизводстве. Потому что кинематограф у нас – без сомнения, мирового уровня. А вот защита прав актеров, увы, отстает от художественного совершенства на несколько порядков… Подводя итоги. Книга Дениса Кириса пригодится всем, кого занимает вопрос защиты авторских и смежных прав – и творцам, и юристам, и деятелям законотворчества. Помимо бумажного издания, работа существует в электронном виде. Её можно бесплатно скачать по ссылке . Пожалуйста, при цитировании и ином использовании соблюдайте права автора!

Автор, ты всегда прав!
© Ревизор.ru