Попался в сеть: как театр ушел в онлайн и что он там нашел
26 июня Центр Вознесенского устраивает онлайн-премьеру медиа-комедии «Мэтью». Ее герой, не в меру общительный молодой человек, живет наполовину в цифровом мире. Но незапланированный выход в офлайн – безобидная, казалось бы, поездка на морской курорт – неожиданно превращается в суровое испытание для его самолюбия и кошелька. Во время премьеры пьесу прочитает актриса «Электротеатра Станиславский» Елена Морозова. Анимационные видеоролики для проекта сделала петербургская художница Марина Алексеева. Автор пьесы Екатерина Вагнер – журналист, арт-критик и в недавнем прошлом шеф-редактор Harper’s Bazaar Art, рассказала, как благодаря эпидемии коронавируса на свет появился новый жанр театрального искусства. HARPER’S BAZAAR: За время эпидемии в интернете было показано огромное количество спектаклей. Кто хотел сходить в Большой театр – сходил, кто мечтал послушать оперу в нью-йоркском Метрополитен – послушал. Зачем нужен еще один онлайн-проект теперь, когда самоизоляция закончилась? ЕКАТЕРИНА ВАГНЕР: Закончилась, но театры еще не открылись. И пока непонятно, когда откроются и в каком режиме будут работать. Кроме того, онлайн-театр важно не путать с онлайн-трансляцией обычного спектакля. Это отдельный жанр – он действительно расцвел во время изоляции, но, очевидно, будет развиваться и дальше. Во-первых, он максимально демократичен – увидеть московскую премьеру могут зрители из любого маленького городка. Вход бесплатный, выход – свободный: не понравилось – выключил. Во-вторых, он позволяет использовать инструменты из арсенала кинематографа и видео-арта. Например, включать в спектакль фрагменты анимации, как в «Мэтью», или в реальном времени накладывать на лица актеров цифровые фильтры, как в спектакле студентов Московской школы кино «Многоэтажка» или создавать иллюзию полета, вводя в кадр медитативные панорамные съемки пейзажей, как в «Феях» Гоголь-центра. В-третьих, самый интересный момент – актеры могут играть не на сцене, а у себя дома. Собственно, во время самоизоляции у них просто не было другого выбора. В результате грань между артистом и его персонажем размывается, и в действии появляется элемент реалити-шоу. Причем зритель не понимает до конца, где кончается шоу и начинается реальность. Технически изображение часто не дотягивает до идеальной киношной картинки – ведь актер снимает сам себя на веб-камеру или телефон, нет ни оператора, ни звукорежиссера, ни гримера. Но даже эти мелкие шероховатости работают на общее впечатление – они сокращают психологическую дистанцию между актером и зрителем. Кроме того, формат позволяет собрать вместе актеров из разных городов и даже стран, как в самом первом российском онлайн-спектакле «Американки» – это, кстати, тоже был проект Центра Вознесенского. Онлайн-спектакли требуют пьес, специально написанных под этот формат? Необязательно. Конечно, такие тексты уже пишутся, например, недавно состоялась премьера пьесы Дмитрия Данилова «Выбрать троих» о семейном совете родственников, разлученных карантином. Они общаются в Zoom, и спектакль тоже шел в формате Zoom-конференции. Но на самом деле поставить онлайн можно любую пьесу – просто одни подходят для этого изначально, а другие требуют большей изобретательности от режиссера. Например, легко представить себе «Иранскую конференцию» Ивана Вырыпаева в Zoom. Участники выступают по очереди, после каждого выступления - вопросы из зала, даже модератор есть – все как мы любим! Пьесу «Мэтью» я написала в августе 2019 года, когда ни о каких онлайн-спектаклях никто и не думал. Но ее главный герой много общается в чатах и постоянно ведет в уме денежные подсчеты. Так что в пьесе уже была заложена цифровая составляющая – я предполагала, что все это будет проецироваться на большие экраны над сценой. Но ведь все то же самое можно показать и на обычном экране компьютера. Так что пьеса легко вписалась в онлайн-формат. Еще одно странное совпадение – сюжет пьесы строится на том, что герой попадает в другую страну, и не может оттуда улететь: авиасообщение внезапно прерывается. В тот момент эта ситуация казалась мне абсурдной, возможной разве что в комедии. А теперь мы все оказались в таком же положении. Предчувствие, не иначе. Получается, что сейчас каждый может поставить у себя дома спектакль и устроить трансляцию на весь мир? Не просто может, многие это уже делают. В конце мая театральная школа «Легкие люди» даже проводила фестиваль домашнего онлайн-театра. Большой выбор современных пьес, которые еще даже не ставились в театрах, есть на сайте фестиваля драматургии «Любимовка» и на ресурсе «Театральная библиотека Сергея Ефимова». Организовать прямой эфир в facebook, instagram или том же Zoom – дело нехитрое. А странные ракурсы, запинки, взгляд мимо камеры и слишком смелый макияж всегда можно выдать за творческий эксперимент! И даже в текст можно подсматривать, если от волнения забудешь слова! Главное, что нужно иметь в виду – профессиональные актеры уверяют, что играть в Zoom, видя партнеров только на экране, гораздо сложнее, чем когда находишься с ними на одной сцене. Так что для начала лучше привлечь к постановке тех, кто рядом с вами – родственников, соседей, кошку… (Хотя кошка может и не согласиться!) Если вы живете в полном одиночестве, можно выбрать монопьесу, или блеснуть искусством перевоплощения и сыграть несколько ролей сразу. Актриса «Электротеатра» Елена Морозова во время онлайн-премьеры моей пьесы изобразит десятерых персонажей – может, и у вас получится? ОНЛАЙН-ПРЕМЬЕРА ПЬЕСЫ «МЭТЬЮ» СОСТОИТСЯ 26 ИЮНЯ 2020 ГОДА, В 19:30 ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОЙДЕТ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРА ВОЗНЕСЕНСКОГО В FACEBOOK И НА YOUTUBE.