Войти в почту

Играл, как жил, и жил, не играя. Ушел Виктор Проскурин

1 июля пришло горькое и неожиданное известие: накануне в одной из московских больниц на 69-м году жизни не стало замечательного человека, заслуженно го артиста России Виктора Проскурина. Про него говорили — с непростым характером человек. Но кто из нас прост? По факту его «непростота» Была лишь в том, что он не устраивал, согласно моде, шоу из своей жизни и личных отношений. После конфликтов в театре если и уходил, то очень по-мужски, без скандалов и сведения счетов. Он был публичен только в смысле ролей, которых у него до последнего момента было великое множество, иной раз — до пяти в год! Слава богу, ничто не помешало его востребованности. И сейчас именно череда ролей, в том числе совсем свежих, мешает понять непреложное, свыкнуться с мыслью о том, что Виктора Алексеевича больше нет. ...Когда-то он мечтал стать клоуном. Наверное, он был бы хорош на ковре, если принять для себя истину, что клоун — это не тот, кто просто дарит смех, а некто, своеобразно философствующий о жизни и заставляющий видеть смешное в грустном и грустное — в смешном. Остается искренне порадоваться, что с поступлением в цирковое училище у Проскурина не сложилось — иначе наша сцена и кинематограф не получили бы этого уникального, в лучшем смысле слова — синтетического артиста. Он учился у великих и достиг очень многого, о чем его сдержанность и скромность не позволяли распространяться направо и налево. Но объективно — а попробуйте найти столь же разнопланового артиста, как Проскурин? Или кого-то, кто был бы так же задействован в самых лучших, качественных сериалах — из представителей старшего поколения? Поразительное у него было свойство — растворяться в роли без остатка. Да он и ролями-то свои образы не считал... Вживался в образ, проживал его кожей, дыханием, а потом шел дальше. Ну разве можно поверить, что его знаменитый Генка из «Большой перемены» — роль, а не естество? Ну разве это не реальный пацан, взятый из жизни и помещенный в кадр, так искренне произносящий: «Я тоже человек: я целоваться хочу...» И все роли были у него такими. Когда Проскурин поступал в Щукинское училище первый раз, а штурмовал он его дважды и прошел по допнабору, ему задали дикий, как сейчас кажется, вопрос: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать с таким лицом на сцене?» Театралы знают, да и кинолюбы подтвердят: у Проскурина были фантастические глаза. Когда нужно — хитрые, когда следует — коварные. А еще грустные, веселые, отчаявшиеся, безжалостные. И если вспомнить сыгранного им в фильме Эльдара Рязанова Василия Вожеватова, мороз по коже: вот он, ласковый друг Васенька, надежное плечо, в начале картины. А вот он — купчина с волчьими, льдистыми глазами, не знающими ни сострадания, ни тепла, но умеющими видеть выгоду. У Проскурина, получившего классическое образование, не было амплуа, как завещала когда-то российская актерская школа, он был пластичен и органичен что в роли Палача в «Тиле», что в образе многодетного отца в мелодраме «Однажды двадцать лет спустя». Он мог играть водителей и хитрецовпрохиндеев, хороших парней и плохих ребят. И он с восторгом и почтением говорил, что у Смоктуновского было чуть менее четырехсот актерских штампов, печалился, что у других их — от силы тричетыре. Считал ли он «штампы» свои? Им не было счету! Проскурина печалило современное искусство: ему претили всякого рода новации в театре, попытки перелицевания классики, раздражали мельтешение, суета. Это были печали не пожилого человека, а человека, растворенного в своем призвании, философа и наблюдателя жизни, которой он отдавал все, не прося взамен никаких привилегий. Его привилегия была в одном: жить по совести и делать, что должно. Германн из «Пиковой дамы», Луконин из «Парня из нашего города», упомянутый Генка Ляпишев из «Большой перемены», близнецы Шолто из «Сокровищ Агры», капитан Блинов из «Выйти замуж за капитана»... Абсолютно разный, наверное непростой, но вызывающий неизменный восторг многогранностью своего таланта, Виктор Проскурин занимал в нашем кинематографе особое место. Это не просто слова, которые привычно говорят при прощании, это факт. Сейчас осознавать его больно... Светлая память. КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА» ВЫРАЖАЕТ ГЛУБОКИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ РОДНЫМ, ДРУЗЬЯМ И КОЛЛЕГАМ ВИКТОРА ПРОСКУРИНА. СПРАВКА Виктор Проскурин родился 8 февраля 1952 года в Атбасаре (Казахская ССР). Советский и российский актер театра, кино и дубляжа, заслуженный артист РСФСР. Дебютировал в кино еще до поступления в театральный вуз, в 1968 году, сыграв роль в фильме Юрия Победоносцева «Орлята Чапая». Сыграл в ста с лишним кинофильмах, не считая театральных ролей.

Играл, как жил, и жил, не играя. Ушел Виктор Проскурин
© Вечерняя Москва