"У нас нет заученного текста – есть идея, которую мы доносим до зрителя".

Расскажите, пожалуйста, об идее театра. Чем он отличается от других? Первое отличие от классического драматического театра – в том, что у нас нет режиссёров, сценаристов и профессиональных актёров: актёром может быть абсолютно любой человек. Мы не привязаны к площадке (именно к сцене), и зачастую, даже если есть сцена, мы спускаемся к зрителю. Кроме того, у нас спектакли интерактивные: зритель становится полноправным участником всего действия. В "Форум – театре" он выходит на сцену, включается в саму постановку, а в технологии сети Y-PEER идёт активное обсуждение всего происходящего. Зритель сопереживает, соучаствует и тем самым более глубоко проживает то или иное социальное явление. Николай Баранов. Как проходит само выступление? Если нет ни сценария, ни режиссёра, нет заранее установленной последовательности действий. Вы задаёте тему? И как определяете актёров? В плане сценария я имею в виду, что у нас нет сценариста. Но мы придумываем то, что будем показывать: мы определяем проблему. Вот мы собрались своей труппой: среди нас нет профессиональных актёров, но есть люди, прошедшие тренинг. По результатам трёхдневного тренинга у меня получается сформированная команда, которая может делать продукт. Мы выбираем тему, которая нам интересна (если это грантовый спектакль, проект, то тема уже задана). Дальше, допустим, в технологии сети Y-PEER есть определённые фразы, на которые актёры могут опираться. Но если по ходу человек забыл какое-то слово – не страшно: нет заученного текста – есть идея. Мы прописываем послание: какую идею мы доносим до зрителя. Я видела, что ваш первый спектакль был на тему ВИЧ. Какие ещё темы вы поднимали? Взаимоотношения детей и родителей, профилактика употребления психоактивных веществ. Больше всего спектаклей – по профилактике ВИЧ-инфекций, социально значимых заболеваний и наркомании. Ещё проблема молодых семей – мы много рассматривали взаимоотношения в парах, под разным углом. Была тема насилия в семье. На самом деле, поднимать можно абсолютно любую тему. Это больше искусство или психологический тренинг? Как вы сами для себя определяете? Тут, конечно, идёт смесь. Люди вкладывают душу в то, что делают. Поэтому без искусства тут никак. Но здесь много и психологической интервенции. Все наши спектакли очень близки к зрителю. И зритель, как правило, включается. Мы не берём пьесу и не переигрываем, допустим, "Отцы и дети". Мы берём конкретную жизненную ситуацию и отыгрываем её. И у нас есть приглашённые специалисты, которые могут прокомментировать тот или иной факт: опровергнуть какой-то миф или сказать, что это правда. Чего тут больше? Сложно сказать. Я учился у Льва Ушакова и Игоря Кузнецова. Игорь – профессиональный актёр, играл на большой сцене, у него режиссёрское образование, и там, конечно, было больше искусства. А у нас есть и то и другое. Как я всегда говорю, мы играем жизнь. А как выбираются актёры? Как стать актёром в вашем театре? Написать мне или позвонить. Сказать: "Я хочу участвовать". Участвовать может любой: главное – желание. Приходили абсолютно разные люди: были педагоги, кого-то мы сами приглашали, были и люди за 50, и студенты из разных вузов. Помню, девочка пришла, говорит: "У меня дело к диплому, а я боюсь выступать на публике. Может быть, театр мне поможет" – и около года была с нами. Кто-то просто ради интереса: увидел, прочитал в ВК ( ссылка на группу театра "Отражение") и говорит: "Ой, здорово, хочу попробовать. Можно ли? Что нужно для этого сделать?" Да ничего. Я этих людей помечаю себе в ВК, а потом пишу им, что такого-то числа собираемся – пожалуйста, приходите. Это платно? Нет. У нас не было ни одного спектакля, отыгранного за деньги. Были отыгранные за грантовые деньги – такое бывало. То есть мы всегда играли либо бесплатно, либо в рамках какого-либо проекта. Сейчас наши пермские правозащитники вышли на меня: будет донесение тематики прав человека посредством социального театра. Возьмём технологию "Форум – театр". Когда это будет? Ждём, когда закончится самоизоляция. Если с 1-го июля всё-таки разрешат проводить массовые мероприятия до 50-ти человек, то с 9-го по 12-е: три дня тренинг и 12-го по результатам тренинга – спектакль. Он должен был состояться в мае – вот, переносится. Получается, что у вас тренинг – он же и репетиция? Да. Сколько обычно бывает зрителей? Если "Форум – театр", я предпочитаю, чтобы в пределах от 20 до 50 человек. Если технология сети Y-PEER – там можно побольше. Но в идеале тоже человек 50-60, иначе люди, сидящие на задних рядах, могут выпадать из процесса. А актёров? В "Форум – театре", как правило, 5-6 человек. В технологии сети Y-PEER может быть и 10 человек. Чтобы вы понимали, сам спектакль по протяжённости – в среднем 8-10 минут, максимум 15. А всё остальное – это обсуждение. В технологии сети Y-PEER вся суть в том, что люди вживаются в роль, отыгрывают какую-то часть жизни наших героев, а потом выходят, садятся напротив зрителей – и остаются в роли. Они не снимают маски, и мы запускаем обсуждение. И зритель может спросить у героя, а не у актёра: "Почему ты вот здесь поступил именно так?" А актёр обращается к зрителю от имени своего героя. То есть, например, я играю подростка-наркомана – выступила и продолжаю отвечать, как подросток-наркоман? Да. Только у нас нет грима, и мы играем в своём возрасте – максимальная приближенность к реальности. И часто зритель начинает верить в то, что реальные люди пришли рассказывать свои истории. Истории-то из жизни. Мы же играем жизнь. В "Форум – театре" иначе: мы отыграли – и зрителю предоставляется возможность заменить того или иного героя и поменять ход событий из крайне негативного в более положительное русло. Человек со стороны смотрит и говорит: "Я бы здесь поступил вот так". Мы говорим: "Хорошо, давай. С какого момента ты готов вступить в игру?" Человек выходит, начинает отыгрывать – и понимает, что со стороны-то это легко, а вот изнутри, из этой роли – сложно. Кто чаще к вам приходит? Кто целевая аудитория? Чаще студенты, ну и школьники. Была аудитория – вообще дети: самый маленький – наверно, лет 9-10, а старшие – лет 16-17. Какие планы дальнейшего развития? Сейчас на ближайший тренинг из разных городов приглашаем людей, и я очень надеюсь, что они эти технологии будут передавать дальше в другие территории. К сожалению, нет последователей в Перми. Если я прекращу это дело – вместе со мной уйдёт и сам театр. Я хочу всё-таки, чтобы появился тот человек, тренер, который мог бы этот проект поддерживать. Как это осуществить – пока не совсем понимаю, потому что тут нужна большая доля энтузиазма. Нужно вкладываться, понимая, что не всегда ты можешь за это получать деньги. Или это будут не те деньги, которые хотелось бы. Или это не настолько стабильные деньги. Но я надеюсь, что найдутся последователи, и дело будет расти и множиться.

"У нас нет заученного текста – есть идея, которую мы доносим до зрителя".
© Ревизор.ru