«НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» в Третьяковке. Выставка-исследование

Выставка-исследование Эпоха застоя или «золотое время»: годы, когда у руля стоял Леонид Брежнев, не имеют однозначной оценки. Новый проект Третьяковской галереи - попытка разобраться, как тогда жили люди, о чем они думали и мечтали. Выставка-исследование с говорящим названием «Ненавсегда» - продолжение нашумевшей «Оттепели». В 2017 году она привела в залы Третьяковки больше 100 тысяч посетителей. Правда, по словам кураторов, «Оттепель» далась значительно легче, чем нынешний вернисаж. Открытие выставки задержалось на три месяца: экспонатам пришлось ждать, пока люди выйдут с карантина. По ироничному совпадению, лейтмотивом давно подготовленной экспозиции оказался шкаф. Юлия Воротынцева, куратор выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985»: «Шкаф – он об изоляции, о самоизоляции, о какой-то попытке отгородиться от окружающего мира; он дает почувствовать, наверно, то довольно странное психологическое состояние, в котором оказывается человек, который заперт в четырех стенах. Брежневская стенка – это, действительно, такой фетиш эпохи, предмет вожделения каждой советской семьи, и понятно, что вот это особое отношение к вещам – оно было объяснимо в эпоху товарного дефицита». В эпоху застоя к образу шкафа обращаются живописцы и мультипликаторы. Режиссер Андрей Хржановский этому предмету мебели посвящает целый анимационный фильм. «Шкаф» Хржановского – это история для взрослых: главный герой мультфильма настолько боится жить, что сам себя запирает в четырех стенах. В брежневскую эпоху все произведения искусства подвергались жесткой цензуре. Единственным разрешенным стилем был социалистический реализм, и целая сфера культурной жизни оказывалась неофициальной. В числе таких работ – инсталляция «Ящик с мусором» Ильи Кабакова, одного из знаковых художников московского концептуализма. Юлия Воротынцева, куратор выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985»: «Искусство этого периода - это очень яркий момент для нашего отечественного искусства, когда понятия «искусство» и «эстетика» перестали быть единым целым. Хотя это случилось не в 1970-е годы: весь XX век в основном ведет разговор о том, где проходит грань между искусством и жизнью, о том, как может бытовой предмет участвовать в культурной сфере, о том, должно ли искусство быть красивым, должно ли оно нравится эстетически?» Что такое искусство, и кто решает, является тот или иной объект художественным произведением? Вот один из главных вопросов эпохи. На выставке «Ненавсегда» работы, одобренные советским руководством, рядом с представителями неофициальной художественной сцены. Всего в залах Новой Третьяковки - произведения около 150 художников и художниц. В это время женщины постепенно получают своё профессиональное признание. Среди художниц много представительниц официального искусства: это и Татьяна Федорова с её детальным, эстетским подходом к изображению людей; и московская художница Татьяна Назаренко. Юлия Воротынцева, куратор выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985»: «Эти работы отражают борьбу женщин за позицию в искусстве, за роль Большого Художника. Это действительно происходит в 70-80-е годы. У нас нет второй волны феминизма, которая захватывает Запад в этот период, но по-настоящему в искусстве профессиональное соревнование происходит». Художницы обращаются к истории искусства и пытаются вступить в диалог с классическими мастерами. В эпоху застоя, вопреки названию, появлялось все больше женщин-художниц, которые отвоевывали себе позиции в мире мужчин. Актер Александр Олешко с ностальгией рассматривает каждую работу: говорит, выставка «Ненавсегда» дает много поводов задуматься. Александр Олешко, актер: «Это, безусловно, машина времени. И здесь я могу видеть осколки своего детства и юности своих родителей. Ничто не проходит бесследно. Я вот в каком-то зале даже, на фоне этих работ запустил бы фоном эту песню Пахмутовой, потому что здесь зафиксировано время, здесь такие зафиксированы человеческие настроения, порывы, как такой вот огонь, который всполохами вдруг прорывается, а потом исчезает». Завершающей частью выставочной трилогии станет проект, посвященный искусству перестройки. А пока Третьяковка ждет зрителей в эпохе Брежнева. Ольга Бубнова, Александр Ермолаев. «ТВ БРИКС».

«НЕНАВСЕГДА. 1968-1985» в Третьяковке. Выставка-исследование
© ТВ БРИКС