Выставка итальянской живописи «Неизвестный Ренессанс» в Москве
«Неизвестный Ренессанс», так называется выставка итальянской живописи, которая открылась в Москве. Ценителям искусства представлена совсем, казалось бы, небольшая экспозиция - всего 20 полотен, зато каких. Все работы – из частных собраний, все – шедевры эпохи Возрождения. Эти картины очень редко появляются даже на родине художников в Италии. Андриан Мельников, куратор выставки: «Это очень большая редкость из частных коллекций. Естественно, итальянцы, приезжая сюда, особенно те, кто находится здесь, – для них это такая отдушина увидеть что-то свое родное. Да еще то, что не было представлено широкой публике, то, что было скрыто с глаз. Это все-таки частные владения. В этом и есть уникальность этого проекта». Центральная экспозиция выставки – произведение XV века венецианского художника Джованни Беллини «Мадонна с младенцем». Беллини был учителем самого Тициана. Именно Беллини начал первым в Италии писать масляными красками, и именно он внёс в живопись светотени и придал лицам на полотнах индивидуальность. Последнее можно проверить, сравнив работы Беллини с работами его современника Сано ди Пьетро. Светлана Затюпа, искусствовед: «Смотря на картину, зритель смотрит, как на отражение реальности. Мы здесь видим светотеневые переходы. Картины становятся наиболее натуроподобными и реалистичными. И пейзажи здесь уже не выдуманные, это пейзажи венецианской фермы». Складной триптих со сценами из жизни Христа был написан в XVI веке. Интересно, что икона в нём - критская. Тогда этот остров входил в Венецианскую республику. А вот сам триптих создан в Венеции. Андриан Мельников, реставратор выставки: «Уникальность в том, что этот триптих сделан в стиле пастилье. Пастилье – это в переводе «лепёшка». Можно сравнить с такой глиной или пластиком. А это было засекречено. И тогда это было очень распространено такое первое влияние, первое начало. На сегодняшний день до нас дошло всего 299 шкатулок. А здесь мы видим целый триптих с очень удивительной сохранностью». На выставке представлены произведения XIV - XVI веков, причем имена некоторых авторов неизвестны. В те времена художники скрывали свои фамилии, так как считали, что пишут для Бога, и свой труд расценивали исключительно как служение. Среди известных мастеров – художник Ло Скеджа. Он прославился росписью различных предметов для украшения интерьера богатых горожан. Одним из его покровителей была семья правителей Флоренции. На выставке представлена его работа «Триумф Александра Македонского». Это не просто картина, а часть расписного свадебного сундука для приданого, с которым невеста приезжала в дом своего жениха. Светлана Затюпа, искусствовед: «И потом эти сундуки – касоны – использовались в качестве домашней утвари, в них хранили разные предметы, и на них даже могли сидеть. И сейчас уже часто сундуки-касоны бытуют в частных коллекциях как самостоятельные произведения живописи. Как, например, вот этот предмет». Выставка представляет сразу три ведущие итальянские школы живописи: флорентийскую, венецианскую и сиенскую. Все картины в Москве показаны впервые. Проект направлен на поддержку международных культурных связей и популяризацию итальянского искусства в России. Александр Кононов, Александр Слободин, «ТВ БРИКС».