Войти в почту

Мнимый больной Михаил Ефремов

Вся страна с волнением следит за состоянием здоровья Михаила Ефремова. Интернет облетели фотографии и кадры хроники, на которых виновник недавнего ДТП со смертельным исходом выходит из машины, опираясь на плечи приставов. После прибытия в храм Фемиды актера усадили в кресло-каталку. Осмотревшие его врачи предполагали то ли инфаркт, то ли инсульт. Впрочем, такие слухи усиленно распространял адвокат актера Эльман Пашаев. В итоге Михаила Олеговича отправили в больницу на обследование. Браво! Сыграно просто блестяще – красочно (актер то бледнел, то багровел), достоверно. Многие даже поверили, что актер тяжело заболел. Но сейчас Ефремов уже вышел из образа и - из больницы. Заведующий отделением сердечно-сосудистой хирургии ЦЭЛТ Автандил Бабунашвили разъяснил, что при тяжелом течении болезни человека могут держать под наблюдением примерно месяц. Если же суженная артерия восстановилась, то пациента можно отпустить домой уже через день. Понятно, что у Ефремова - второй, легкий вариант. А ведь ему явно должны были поставить (придумать) какой-то серьезный диагноз. Тогда судебный процесс резко изменил бы свое течение. Если подследственный серьезно болен, то и приговор ему «светит» более мягкий, не связанный с лишением свободы Но с «левым» диагнозом почему-то не получилось. Не потому ли, что, за делом Ефремова пристально следят какие-то важные люди? Теперь надо придумать какой-то иной недуг. В таких случаях подходит амнезия, психическое расстройство или ранняя деменция. И тут Ефремов может сыграть превосходно! Любому лицедею приходится многократно перевоплощаться, играя разные роли. Со временем актерские привычки исполнитель переносит в повседневную жизнь. Иногда не произвольно, но чаще по необходимости. Сейчас, в силу объективных причин – Михаил Олегович, как известно, находится под следствием – он не может участвовать в съемках фильмов и играть в спектаклях. Но он старается не терять форму и радовать почитателей своего таланта. Последняя роль была достаточно сложной, но еще раз повторю, что актер с ней прекрасно справился. Певец и исполнитель Юрий Лоза также считает, что артист вполне мог разыграть инсульт. По его мнению, больного изобразить несложно – достаточно элементарных актерских навыков. Лоза считает, что если речь идет о Михаиле Ефремове, то «нельзя быть абсолютно уверенным в том, «живет ли он по-настоящему или играет роль». Это не удивительно, поскольку у актера большой опыт работы в театре и кино. Впрочем, по словам Ефремова, ему «ближе театр. Потому что в театре ты находишься перед зрителями. Кино - это искусство режиссера, а театр - искусство актера. Живого актера заменить невозможно». В театре Ефремов сыграл значительные роли: Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова, Треплева в пьесе Чехова «Чайка», Бориса Годунова – в одноименной трагедии Пушкина. В кино Ефремов входил в образы наследника престола Петра Федоровича, главы Временного правительства Керенского, писателя Льва Толстого, диктатора Гитлера. Актеру удалось сыграть и своего знаменитого отца – главного режиссера МХАТа Олега Ефремова Между прочим, в бытность Олега Николаевича руководителем театра, его сын там служил там. И прославился! Правда, печально… В октябре 1997 года, во время очередного заседания художественного совета МХАТа Михаил Ефремов, будучи, по словам очевидцев, подшофе, ударил заместителя директора театра по финансовой части Алексея Комарова. Это произошло в то время, когда Олег Ефремов перешел к обсуждению организационно-финансовых вопросов. В частности, главреж говорил о том, что необходимо создать совет попечителей МХАТа, как в те времена, когда театр был только образован... После случившегося Ефремов-младший написал заявление об уходе, которое Ефремов-старший подписал. Пламя того скандала постепенно угасло, но время от времени появлялись сообщения о новых дебошах с участием Михаила Олеговича. Со своим буйным характером он был просто обречен в них попадать. Но всякий раз выглядел органично и реалистично. Верно же говорят – талант не пропьешь. Ефремов-младший в полной мере владеет системой Станиславского, которую выучил во время учебы в Школе-студии МХАТ. Напомню, что ее основу составляет ремесло - готовые штампы, по которым зритель может понять, какие эмоции использует актер. Другая часть творческого арсенала составляет представление – состояние, при котором исполнитель демонстрирует вроде бы естественные переживания. На самом деле он лишь воспроизводит рисунок роли. Третья часть учения Станиславского – искусство переживания. Это состояние, при котором актер испытывает подлинные чувства, что и позволяет ему вдохнуть жизнь в сценический образ. Это наглядно продемонстрировал Ефремов в сцене болезни! Образ, который он создал находясь под следствием – особенный, сюрреалистический. Это Кафка и Ионеску одновременно плюс Герберт Уэллс. То, что говорит и изображает в последнее время Ефремов, не имеет ничего общего с реальностью. Актер поведал, что не был за рулем своего роскошного черного автомобиля Jeep Grand Cherokee, когда тот на Садовом кольце врезался в грузовой фургон и убил водителя. И, следовательно, ни в чем не виноват. Ефремов утверждал, что он не актер, а индивидуальный предприниматель. И, наконец, изобразил тяжелый сердечный приступ. Михаил Олегович не импровизизует, а действует играет строго в рамках своей роли. Наверняка такое указание дал ему человек, которого смело можно назвать режиссером спектакля. Это - адвокат Пашаев Не знаю, как он ведет остальные дела, а их, по слухам, несколько десятков, но здесь он дал полный простор своей безграничной фантазии. Пашаев не только постановщик, но и автор пьесы, которая транслируется на всю Россию. Он пишет тексты ролей – своей собственной и Ефремова, снабжает их ремарками. Сочиняет мизансцены, распределяет статистов. Пашаев с удовольствием сочинил бы необходимые слова для свидетелей, но его полномочия так далеко не простираются. Адвокат пользуется просто бешеным вниманием – дает интервью, пояснения, делает прогнозы. Его телефон не умолкает, и адвокат терпеливо, с достоинством отвечает на все вопросы. Его глаза горят, седина в смоляных волосах отливает благородным блеском. Пашаев знает многое и, возможно, даже финал спектакля. Но даже, если этот финал, то есть, приговор, окажется печальным для главного героя, «режиссер» напишет для Ефремова несколько эффектных сцен, которые он исполнит в заключение действа Услышав вердикт суда, адвокат, возможно, виновато улыбнется, разведет руками - мол, я старался, как мог. Но, извините, не вышло. И так же энергично возьмется за новые дела. Работы у Пашаева невпроворот. После процесса над Ефремовым ее наверняка станет еще больше. А сам Михаил Олегович – скоро или нескоро – сыграет главную роль в комедии Мольера «Мнимый больной»…

Мнимый больной Михаил Ефремов
© Русская Планета