«Радостный труженик». Главные экспонаты выставки об Александре Бенуа
В начале августа в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына открылась выставка произведений Александра Бенуа «Радостный труженик». Экспозиция, приуроченная к полуторавековому юбилею со дня рождения художника, рассказывает об основных направлениях его творчества. Известный большинству своими театральными работами, Бенуа был талантливым живописцем, искусствоведом, декоратором и одним из основателей художественного объединения и журнала «Мир искусств». Вместе с Сергеем Дягилевым он работал над спектаклями «Русских сезонов», возглавлял картинную галерею Эрмитажа и оформлял декорации для оперного театра «Ла Скала». О трудолюбии художника и его творческом пути рассказывает один из кураторов выставки Дарья Жмылева. Совместный материал с агентством «Мосортур». Бенуа — юрист и искусствовед Первый раздел выставки — семейный. Его открывает детский портрет художника — двухлетнего кудрявого и улыбчивого Шуру Бенуа изобразила его старшая сестра Екатерина. Рядом тоже ее работа — портрет отца Николая Леонтьевича, профессора архитектуры и главного архитектора Петергофа. В семье Николая и Камиллы Бенуа почти все дети — а их было девять! — стали художниками и архитекторами. Маленький Саша рос среди одаренных людей, увлекающихся искусством, поэтому родители не удивились, когда сын в возрасте полутора лет взялся за карандаш, а в пять лет сделал копию с фрески Рафаэля «Месса в Больсене». В 1887 году Александр Бенуа поступил вольнослушателем в Императорскую академию художеств, но через четыре месяца бросил учебу — заявил, что стать художником можно, только постоянно и усердно работая. Он занялся искусством под руководством брата Альберта, художника-акварелиста, однако высшее образование все же получил, окончив в 1894 году юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Бенуа изучал историю искусств по картинам Эрмитажа и специальной литературе. В 1893-м он увлекся копированием произведений голландских мастеров. С этим периодом его жизни на выставке можно познакомиться благодаря каталогу картинной галереи Эрмитажа с карандашными рисунками и комментариями художника. Среди пометок есть крайне любопытные: например, Бенуа отмечает, что работа «Крестьянское семейство» Адриана ван Остаде — не более чем лубочная подделка. Кстати, в том же 1893 году он принял участие в первой в своей художественной карьере выставке — Общества русских акварелистов, председателем которого был его брат и наставник Альберт. После окончания университета Бенуа серьезно занялся искусствоведением — в 1894 году в сборнике «История живописи XIX века», выходящем в Мюнхене, напечатали целую главу о русском искусстве и художниках, написанную Александром Николаевичем. В начале 1900-х он выпустил несколько книг по истории русской и мировой живописи. Одной из самых известных работ Бенуа-искусствоведа стала монография «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», издание которой представлено на выставке. Художник хотел показать Царское Село как интимную резиденцию монархов, место, где императорская семья отдыхала от шума и пышных торжеств. Создавая книгу, он много работал с архивами. Рядом с внушительной монографией об истории строительства Царского Села, его скульпторах и инженерах расположились витрины с письмами и архивными фотографиями художника, книги из его личной библиотеки, знаменитые и неизвестные портреты Бенуа, а также миниатюрные красочные открытки, на которых художник изобразил свои детские игрушки и любимые места. Бенуа — мастер книжной графики Второй раздел выставки посвящен работе Бенуа с книжной иллюстрацией. Здесь за право считаться главным экспонатом борются «Азбука в картинках» и рисунки к пушкинским «Медному всаднику» и «Пиковой даме». Первое издание «Пиковой дамы» с рисунками художника вышло в 1898 году, а затем Бенуа еще дважды иллюстрировал повесть — в 1905-м и 1910-м. «Пиковая дама» стала первым опытом Бенуа в создании классической иллюстрации к литературному произведению. Шесть рисунков, занимающих всю страницу и напоминающих самостоятельные картины, стали основой замысла — в этих иллюстрациях Бенуа показал сюжетную линию. Книгу с рисунками выпустили в двух вариантах: в белом шелковом переплете с золотым тиснением и в темно-зеленом кожаном переплете с золотым и блинтовым (бескрасочным) тиснением. Над иллюстрациями к поэме «Медный всадник» Бенуа работал почти 20 лет. Первый заказ на иллюстрации художник получил в 1903 году от Кружка любителей русских изящных изданий, однако работу тогда не стали печатать — серию из 33 рисунков признали декадентской. Иллюстрации выкупил Сергей Дягилев и вместе с поэмой опубликовал их в 1904 году в журнале «Мир искусства». Еще раз «Медного всадника» переиздавали перед Октябрьской революцией 1917 года, но после национализации типографии выпуск остановили. В 1923-м вышел последний вариант поэмы — все иллюстрации, которые Бенуа создавал для первого издания, он сделал заново. Тушью и акварелью он перерисовал 29 цельнополосных иллюстраций и 37 рисунков, увеличил их в размере и обвел контурной линией. Отличительной чертой этого «Медного всадника» стало еще и то, что текст напечатали в редакции Пушкина — без цензуры. Отдельное место как в творчестве Бенуа-иллюстратора, так и на выставке занимает «Азбука в картинках» — первая книга, при работе над которой Бенуа выступил не только как оформитель и иллюстратор, но и как автор. Он придумал ее для двухлетнего сына Коли, который со старшими сестрами любил рассматривать сборники сказок. Работа началась в 1903-м, а в следующем году книга вышла тиражом в 2500 экземпляров. Каждую букву художник поместил на отдельную страницу, вписав в сказочную или театральную сценку часто с шуточным сюжетом. Например, страница с буквой «з» представляет собой миниатюру, на которой знатные дамы и господа на красивом балконе наблюдают за звездами в телескоп, а у буквы «ф» был рисунок с изображением фокусника на сцене, из шляпы которого бьет гигантский фонтан. Позже некоторые герои «Азбуки» с книжных страниц перебрались на театральную сцену — Арап, с которого начинается «Азбука», стал героем балета Игоря Стравинского «Петрушка». На выставке можно не только посмотреть на книжное издание «Азбуки в картинках» и полистать ее электронные страницы на специальном экране, но и послушать «14 эскизов для фортепиано к “Азбуке” Александра Бенуа» Николая Черепнина, который в 1910 году при помощи слов и музыки проиллюстрировал азбучные сюжеты художника. Бенуа — живописец Среди всех жанров изобразительного искусства предпочтение Бенуа отдавал пейзажу, поэтому в разделе выставки о Бенуа-живописце собраны работы, созданные по мотивам путешествий, а также картины на «версальскую» тему. Впервые Бенуа оказался в Париже в 1896 году и, попав в Версаль, сразу влюбился в королевскую деревушку. Художник был поражен величием дворца и под впечатлением от поездки создал посвященный ей цикл: «Версаль», «Маскарад при Людовике XIV», «У бассейна Цереры», «Король прогуливается в любую погоду». Бенуа изобразил дворец французских королей таким, каким он был в эпоху Людовика, — с маскарадами, красивыми парками, фонтанами и статуями. В живописи Бенуа можно выделить две темы, к которым он постоянно обращался: Франция Людовика XIV и Петербург XIII — начала XIX веков. На выставке рядом с пейзажами Версаля можно увидеть старый Петербург, Петропавловскую крепость, уголки Петергофа и Царского Села, пейзажи Павловска и Ораниенбаума, а также кварталы Германии и памятники Швейцарии, природу Италии и Крыма. На пейзажах Бенуа города в легкой дымке производят впечатление нереальности происходящего — в живописи художника интересовали не конкретные герои, а атмосфера старины и связь природы с историей. Бенуа — театральный художник Самому сильному увлечению Александра Бенуа — театру — посвящен последний раздел выставки, куда вошли многие работы, созданные в эмиграции. Стать театральным художником он решил еще в 10 лет, унаследовав от матери любовь к сценическому искусству. Свой первый спектакль Бенуа оформил в 1900 году — это была одноактная опера «Месть Амура» в Эрмитажном театре. Однако настоящим дебютом Бенуа считается постановка оперы Рихарда Вагнера «Гибель богов» в Мариинском театре (1902 год). Александр Николаевич выступил не только как декоратор, но и как режиссер. Впоследствии он часто совмещал роль театрального художника с ролью режиссера-постановщика и автора либретто. Бенуа очень нравился балет — по его инициативе была собрана частная балетная труппа, которая в 1909 году с успехом выступила в Париже. Так появились знаменитые «Русские сезоны», где Бенуа работал директором по художественной части, создавал декорации и занимался постановкой таких спектаклей легендарной антрепризы, как «Павильон Армиды», «Борис Годунов», «Соловей» и «Сильфиды». Эскизы декораций и костюмов к этим постановкам занимают значительную часть театрального раздела — черно-белые изображения китайских героев из оперы «Соловей» соседствуют с афишами «Русских сезонов», декорациями к балету «Жизель», журналами и театральными программками с иллюстрациями Бенуа. Среди экспонатов выделяется темное платье с куполами церквей на подоле — его сшили по эскизам Бенуа в 1974 году в Швейцарии. В нем Наталья Солженицына была на приеме после вручения Александру Солженицыну Нобелевской премии в области литературы. Целый раздел посвящен одному из любимых героев Бенуа — Петрушке. Эскизы костюмов весельчака перекликаются со сценами из спектаклей. «Петрушка» был особенной работой для Бенуа — Игорь Стравинский в 1911 году создал балет по идее художника и его либретто. Декорации к нему считаются вершиной театрального творчества Бенуа. После «Петрушки» Бенуа сотрудничал с МХТ, оформил несколько спектаклей: «Тартюф», «Мнимый больной», «Брак поневоле», а с 1917 по 1926 годы заведовал картинной галереей Эрмитажа, где в юности проводил много времени, изучая историю искусства. В 1926 году Бенуа пригласили в Париж для создания декораций к спектаклю в Гранд-опера. Уехав во Францию, художник больше не возвращался в Россию.