Грандиозный "Печән базары", однообразные фудтраки, танки у "Чаши": Казань начала праздновать

Как прошел первый день торжеств в Казани Восьмой фестиваль "Печән базары", вобрал, что называется, все самое лучшие за все годы. Дизайн-маркет с десятком продавцом, кулинария, лекторий, музыка, детская площадка — и вернувшаяся с первого года традиция одеваться в татарские костюмы. У Центра семьи "Казан" получился вялый фестиваль фудтраков, зато задорная выставка военной техники. На бульваре "Белые цветы" торжествовала лирика, а в Лядском саду показали театральный перформанс. Как Казань провела первый день юбилейных торжеств — в репортаже "Реального времени". 50 кг съеденных эчпочмаков, халяльные торты и дизайнерские платки на "Печэн базары" Однозначно, главной площадкой торжеств в первый день праздничного уикенда в Казани стала набережная озера Кабан. В субботний полдень здесь стартовал фестиваль современного татарского дизайна и городской культуры "Печэн базары" ("Сенной базар"), который продолжит работу и в воскресенье. Раз в год дизайнеры, ремесленники, кулинары, музыканты и художники, в чьих работах прослеживается внимание к татарской национальной культуре, собираются у театра Камала и устраивают нетворкинг в глобальных масштабах. В этот раз татарский культурный слет решено было приурочить к празднествам по случаю 100-летия ТАССР и Дня Республики. Первыми уже к полудню запустились традиционно две самые популярные и массовые площадки фестиваля: дизайн-маркет и фудкорт. Прямо у стен Театра Камала развернулись с десяток "вкусных" павильонов с казылыком, традиционными татарскими чайными смесями, восточными сладостями, национальной выпечкой. Дизайн-маркет расположился на набережной — и это удалось впервые за три года, пока оживленная улица ремонтировались, аккурат в дни проведения фестиваля. Интересуемся, как торговцы пережили пандемию — по сути, "Печән" для многих первое крупное событие за полгода. "Крафтлы чәй", отвечающие за зону чаепитий, оптимистично вздыхают — мол, хотите сеанс психотерапии? Говорят, что подались на маркетплейс в "Озон", на следующей неделе ждут ответа. Как всегда большим представительством на "Печэн базары" отличаются татарстанские пчеловоды, "козырное" место на ярмарке и огромную очередь заняла лавка именитого "КФХ Зарипов" — династии пчеловодов в седьмом поколении из Лаишевского района. Сейчас четыре брата — Ильфар, Нурислам, Гафур и Гильфан Зариповы — держат порядка 600 ульев на четырех пасеках, три из которых — лесные. На фестивальном же прилавке — мед в сотах, цветочный, липовый, с добавками из лесных орехов и ягод, перга и прополис. Рядом — сладкие ряды из павильонов "Пекаря Шахина" с восточными лакомствами и кондитерской "Fatumi" с халяль-тортами и пирожными. В среднем, как посчитали корреспонденты "Реального времени", выпить кофе (капучино, к примеру) с пирожным на "Сенном базаре" в этом году обойдется в 150-200 рублей. Но есть и более бюджетные варианты — каждый год на фестивале свою точку ставит татарская сеть фаст-фуда "Тюбетей", торгующая эчпочмаками, элешами и кыстыбыями. "Уже килограммов 50 выпечки, наверное, сегодня съели", — отшучивалась девушка за прилавком ближе к четырем часам дня. Дальше по набережной — вдоль улицы Марджани в Старо-Татарской слободе развернулись другие торговые ряды — ремесленные лавки и импровизированные шоу-румы молодых татарстанских дизайнеров. Уже в первый час после запуска маркета площадку посетили сотни человек. Здесь гостям "Печэн базары" предлагают купить фермерскую, ремесленную и hand-made продукцию, как уверяют сами торговцы, по сниженным, "фестивальным" ценам. В торговых рядах фестиваля по-прежнему можно отыскать буквально все: от сумок, платков и платьев до книг "Юлбасмы", детских "татарских планшетов" металлических украшений и домашней утвари. К слову, в этом году торговцев значительно меньше, несмотря на то, что организаторы фестиваля установили "льготную" цену на размещение — по информации "Реального времени", всего три тысячи рублей с палатки за оба дня. Что радует, постоянные гости "Печэн базары" могут повстречать здесь любимые бренды. Авторскую коллекцию "татарских" платков, как и в прошлом году, представила на "Печэн базары" казанский дизайнер, член союза художников стран СНГ Елена Габдрахманова. Мастер считает, что татарки обделены "своим" платком с национальными цветочными и геометрическими орнаментами, это недоразумение она и решила исправить, основав в апреле прошлого года бренд Scarftat. Четвертый год подряд сооснователь и дизайнер бренда "Татарча casual" Айгуль Сингатуллина привозит на фестивальную ярмарку современную одежду, кожаные аксессуары и обувь с татарским орнаментом. Деревянную посуду, кухонные доски и сувениры выставляют супруги Алина и Руслан Кавиевы. Плитку и посуду из керамики ручной работы привозит казанская студия "Болгар Керамика". Все время фестиваля на сцене-подиуме рядом с мечетью Марджани работает детская зона: юных гостей "Печэн базары" с полудня и до 18 часов оба дня готовы занимать детские писатели, кондитеры и мастера hand-made из Казани и Набережных Челнов. Раньше было краше Реконструкцию столетней давности как бы подчеркивали небольшие сценки, выстроенные студентами театрального училища и именитыми актерами. Вот тройка шакирдов устраивает демонстрацию, а их разгоняет полиция. Вот пара почтенных мулл фотографируются, потому что Марджани так делал, а значит — можно. Вот со ступенек читают стихи. Пришедшим в национальных костюмах дарят яблоки и чай. Вот несколько студентов играют в лото, тем же самым занимались в "Восточном клубе" (правда, в речи то и дело проскальзывают русские слова). Наибольший интерес вызывает разыгрываемая во дворе одного из ресторанов сценка из "Первого театра" — жена увещевает мужа сходить на новомодное событие. Самая дальняя точка отдана лекторию. Весь день ожидался дождь, однако погода благосклонна к науке. Ваш автор — Радиф Кашапов — начинает работу площадки с рассказа о музыке Беларуси. Как выяснилось в ходе подготовки, любой мало-мальский меломан знает об этой теме немало. Навскидку вспоминаем самых попсовых: Тима Белорусских, IOWA, "Ляпис Трубецкой", ЛСП, Макс Корж, "Би-2", "5diez", "Кассиопея", "Аддис Абеба" и, конечно, герои "Тиктока" "Молчат дома", благодаря молодежной сети ставшие известными по всему миру. Белорусскую "мову" заменяет татарская — замдиректора Камаловского театра Инсаф Хамитов ставит тяжелые грампластинки на 78 оборотов довоенной эпохи, впрочем, играет и более свежая музыка — скажем, открывается сет песней "Татарстан — минем республикам" Ильхама Шакирова. Как путешествовать с ребенком и каково быть татаркой Эльза Нәбиуллина, ведущая "БИМ-радио" (там она учит татарскому) и мама шустрой девочки Галиябану, рассказывает о самом любимом — путешествиях, в которых теперь с мужем Искандером участвует и ее ребенок. "Назвать мою речь лекцией можно условно, потому что она будет выражаться в форме обмена опытом, передачи моей точки зрения и общения. Мы расскажем об опыте путешествий с семьей и особенно с маленькими детьми. И моя цель — не дать вам какие-то знания, а вдохновить вас на некоторые шаги. Самый популярный вопрос, когда вы путешествуете с ребенком, — это не сложно? Мой встречный вопрос: Кому? Ребенку это несложно, потому что он не знает другого образа жизни, для него это естественно, это нам надо менять привычный нам образ жизни. Самый главный принцип: не беспокоиться заранее о том, чего не существует". Продолжается вечер дискуссией "100 и 30: уроки ТАССР и суверенитета": Эдуард Хайруллин рассказывает о книге "Татарстан 100: прежде и теперь", историк Дамир Исхаков спорит с политологом Русланом Айсиным, модерирует их преподаватель университета Амстердама и любитель рукописей Альфрид Бустанов. Между тем, жизнь идет и за пределами фестиваля — актриса Лейсан Дусаева и члены мемориальной лаборатории городского института исследований "Тамга" водят эскурсию "Мир татарской женщины". — Это рассказ о жизни Старо-Татарской слободы через историю женщин, обычно о слободе рассказывают в контексте истории города и/или истории мужчин-деятелей слободы, — говорит Лейсан. — Мы решили показать жизнь татарских женщин и быт через биографии известных деятельниц и женские образы в татарской культуре. Проводим экскурсию с Диной Хабибуллиной (сотрудницей музея Насыри) и Наилей Ханбековой (она экскурсовод-методист). В подготовке материала нам помогала исследовательница Тукая Гузелия Гиматдинова. Придумала и воплотила в жизнь это проект моя сестра Энже Дусаева — культуролог, историк, руководитель мемориальной лаборатории института городских исследований "Тамга". Эта лаборатория занимается исследованием памяти в городском пространстве и изучением идентичности татар. Мне как актрисе хочется рассказать о самой первой татарской актрисе, и добавить поэтические ноты в повествование о ярких представительницах татарского народа. Это не стандартная экскурсия, а скорее разговор подруг-татарок перед публикой, о том почему "От судьбы не жди подарка, лучше, чем жена-татарка", какими были раньше татарки, какими стали, что нас отличает, и что у нас общего. Татарское диско, чувашский джаз К вечеру начинают танцы и концерт. Тон задает дуэт Taraf — два парня из Сабинского района как-то познакомились в такси, решили писать песни, недавно выпустили первый дебютный альбом, где акустические переборы наложены на четкий бит и удивительные стихи, в которых неймдроппинг соседствует с деревенской пасторальностью. Специальный гость — ногайский певец Ислам Сатыров — заканчивает выступление песней "Кайда" и говорит: "Эта песня свяхывает нас с предками, кстати, они у нас общие". Завершает работу площадку чувашский джаз от еще одних наших знакомых — группы Shanu. Уже поздно вечером — кино: предпоказ фильма Ильшата Саетова "Генетически не так" об обладателе "Золотой маски" Нурбеке Батулле. Сам автор заболел, так что флешка у организаторов оказывается путем конспиративных передач. Один из первых председателей Всемирного форума татарской молодежи, затеявшей "Печән базары", переехав в Москву, в частности, увлекся кино — и снял свое исследование об одном из символов новой татарской культуры: — В киношколе, где я учусь, нужно было снять документальный фильм, — говорит Саетов. — У меня было несколько вариантов, о чем снять, и я решил закрыть гештальт и заняться темой татарского языка, было несколько людей, которых я хотел объединить, но понял, что не осилю. Получилось, в итоге, 30 часов материала. Мне было интересно, насколько, условно, искренен человек, насколько ему важны какие-то награды, и мне кажется, походу действия мы узнаем много нового о герое. Дождь почти прошел стороной эту часть города — а фестиваль продолжится завтра — ярмаркой, лекторием, детскими играми и прочим. Никогда не поздно сходить. Слабая попытка "фестиваля фудтраков" у "Казана" и выставка казанских танкистов Атмосфера праздника в разной степени ощущалась практически во всех районах города. На площади у Центра семьи "Казан" вчера весь день проходил Фестиваль фудтраков. Правда, на полноценный гастрономический фест, которые в большом количестве проходят в Казани каждое лето, 12 припаркованных на стоянке мини-ресторанов на колесах не потянули. Немногочисленные гости, коих корреспонденты "Реального времени" за свой сорокаминутный визит насчитали не больше сотни, могли купить здесь лишь кофе, хот-доги, стейки, мороженое и еще несколько незатейливых видов стрит-фуда. Известные казанские рестораны, ранее привозившие на городские гастрофесты интересные и оригинальные меню, свои палатки в этот раз не выставляли. Отведать морских гадов или даже плов из казана у гостей скромного фестиваля не вышло. Вместо анимационный программы сегодня весь день на "фестивале фудтраков" фоном звучали доносившиеся со сцены у "Чаши" отголоски саунд-чеков казанских музыкантов — с утра здесь шли репетиции фрагментов завтрашнего большого концерта к 100-летию ТАССР. Куда оживленнее было по соседству — в другой части парковки открылась выставка военной техники, "экспонаты" которой облюбовали ребятишки со всей округи. Знаменитый танк "Владимир", Т-90, и двух его младших товарищей, Т-72Б3М и Т-80БВМ, сюда пригнал Музей боевой славы Казанского танкового училища. К слову, выставка продолжит работу и завтра. Жизнь в парках и скверах: стихи Есенина под рок-аккомпанемент и пластические перформансы Без преувеличения, все зеленые зоны Казани уже в субботу превратились в городские центры культуры и творчества. В каждом парке и сквере Казани весь уикенд проходят детские представления, спектакли и музыкальные концерты и литературные вечера. В Тинчуринском парке уже, начиная с 11 часов, стартовало научное крио-шоу для юных исследователей, а позже на импровизированной сцене казанские артисты показали детский спектакль "Цветной детектив". Параллельно в Горкинско-Ометьевском лесу проходили экологические мастерклассы и экскурсии с татарстанскими натуралистами, а в амфитеатре выступали местные ди-джеи, кавер- и рок-группы. Особого внимания казанцев в этот день удостоились два события. В амфитеатре бульвара "Белые цветы" в Ново-Савиновском районе состоялся настоящий праздник поэзии и современной музыки, строфы Есенина и Пушкина здесь декламировали под аккомпанемент вполне себе роковых и фьюжн-композиций. Так проходил финал конкурса мелодекламации "Слова и музыка" среди молодых татарстанских поэтов-любителей. Двадцатка финалистов предстоит состязаться в музыкально-поэтическом баттле под треки DJ NICKY VIBE. Хедлайнерами вечера стали группа "ЖИВаGO", Трио "НасТроение" и "Казан егетләре". Любопытно, что послушать новые прочтения классиков в скромном закутке бульвара собралось не меньше 200 человек, от юных меломанов, пританцовывающих в такт диджейских сетов, до почтенных пожилых людей, восхищавшихся знанием классиков молодежью. Почти на закате в Лядском саду инклюзивная студия "Э-моция" показала перформанс "Ускользающий город". История, составленная из рассказов и воспоминаний известных людей о Казани, несмотря на накрапывающий дождь, собрала внушительную аудиторию и стала завершением первого дня празднований по случаю 100-летия ТАССР и Дня Республики

Грандиозный "Печән базары", однообразные фудтраки, танки у "Чаши": Казань начала праздновать
© Реальное время