Главная героиня конца 1930-х. Как в Театре Революции поставили «Таню»
Среди всех спектаклей, созданных в 1930-е в Театре Революции (сейчас это Театр имени Владимира Маяковского), особняком стоял один. Пьеса-посвящение приме театра Марии Бабановой, написанная молодым драматургом Алексеем Арбузовым и поставленная начинающим режиссером Андреем Лобановым, напомнила советским зрительницам: женщина — это в первую очередь личность и только потом уже, может быть, спутница жизни мужчины. О том, как была создана самая прогрессивная постановка своего времени, — в материале mos.ru. Пьеса для Бабановой «Тани» не было бы, если бы драматург Алексей Арбузов в 1938 году не увидел Марию Бабанову на сцене. Вскоре он начал писать пьесу о женщине, которая берет судьбу в свои руки. Арбузову было 30 лет, свою первую пьесу «Класс» он написал в 22. Ее поставили в Ленинграде, но успеха она не имела. Славу — не только в СССР, но и в других странах — ему принесла именно «Таня». Сюжет как будто пришел сам собой: это история о студентке-медике Тане, которая так полюбила своего жениха, что сразу после свадьбы бросила учебу, забыла друзей и с головой бросилась в семейную жизнь, создание уюта и болтовню с подобранным как-то зимой вороненком Семеном Семеновичем... Однажды героиня посмотрела на себя со стороны и увидела, что превратилась в приложение к супругу. А он, оказывается, любит другую. И та, другая, в отличие от нее, строит свою судьбу сама, без оглядки на мужчин. Весной Таня выпустит с балкона окрепшего вороненка, посмотрит, как он летит над двором, а потом возьмет чемодан и тихо уйдет прочь — искать себя, становиться самостоятельным человеком. Арбузов сделает изящный, как тогда было принято в театре, круг: заблудившаяся на лыжной прогулке в «Сокольниках» Таня в финале пьесы пробежит 30 километров в метель к чужому больному ребенку. Во время работы над пьесой Арбузов думал о Бабановой, постоянно держал ее образ в голове. И одновременно боялся ее реакции. Мария Бабанова была не только одной из самых известных актрис Москвы, но и человеком, глубоко понимающим театр. В 1922 году ее, юную актрису студии при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, заметил и благословил сам Всеволод Мейерхольд. Она сыграла в главных авангардных спектаклях его мастерской, а затем и театра. Среди них — «Великолепный рогоносец», сценографию для которого сделала Любовь Попова, «Рычи, Китай!» по документальной пьесе Сергея Третьякова, «Даешь Европу» — первой советской постановке, в которой на сцене появился джаз-банд. От Мейерхольда ей пришлось уйти в 1927-м из-за сценического соперничества с Зинаидой Райх, в котором последняя — муза и супруга режиссера — часто проигрывала. В 1938 году, когда ее увидел Арбузов, Бабанова была актрисой Театра Революции (к тому времени создатель Мейерхольд давно его оставил). Здесь она освоила систему Станиславского, и к биомеханике, блестяще освоенной ею под руководством первого мастера, прибавилось понимание психологизма роли. Прочитав «Таню», Бабанова решила: пьесу обязательно нужно ставить. Она передала рукопись Андрею Лобанову — тогда еще не очень известному режиссеру. К тому времени он успел поставить в Театре-студии под руководством Рубена Симонова «Таланты и поклонники» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Детей солнца» Горького, «Всегда в пять» Моэма, «Женитьбу Бальзаминова» в Театре ВЦСПС, а также несколько детских спектаклей. Предложение большой артистки, любимицы зрителей и критиков, ему очень польстило. Долго он не раздумывал и взял пьесу в работу. В партнеры Бабановой решил позвать Александра Лукьянова — статный красавец как нельзя лучше подходил на роль Германа, мужа, которого так безрассудно любит главная героиня. Декорации придумали самые простые — воссоздали на сцене обстановку скромной квартиры того времени. Слишком смело Когда спектакль был почти готов, команда столкнулась с трудностью: он не проходил цензуру. Пьеса была смелой, а Таня — не похожей на героинь, которых привыкли видеть на сцене. Постановку аккуратно назвали «несовременной». Тогда, в конце 1930-х, это было совсем не то, что мог пропустить художественный совет. Тональность была выбрана неподходящая. Если после революции женщины официально получили больше прав и начали трудиться наравне с мужчинами, то к концу 1920-х оказалось, что они задвинули на второй план материнство. Уже к середине 1930-х были запрещены аборты, бракоразводный процесс усложнился, сам образ разведенной женщины становился чем-то неприличным. И тут Таня, которая уходит от мужа и нисколько об этом не жалеет, как бы ни было трудно одной. Проблему разрешила Бабанова, использовавшая свое влияние. Премьера состоялась 18 марта 1939 года. Кстати, вскоре после премьеры актрису выбрали депутатом Моссовета. На должности она продержалась очень долго — из-за войны не было перевыборов — и посвящала все свободное время решению частных проблем москвичей. Спустя три года после премьеры, в 1944-м, Мария Бабанова получила звание народной артистки СССР. Руководствуясь интуицией Для Лобанова «Таня» стала хорошим материалом для того, чтобы попробовать сосредоточить зрительское внимание на изменении героя, его внутреннем росте. А исполнительницу заглавной роли в данном случае не интересовал психологизм — Бабанова говорила, что она играет одиночество. Актриса любила повторять: женщинам не стоит бояться иллюзорного одиночества, нужно уметь быть одной. Ее Таня в чем-то была похожа на нее: с той же решимостью и бесстрашием она, едва закончившая Московские высшие женские курсы, с головой бросилась в совершенно незнакомую для себя стихию — театр. Не принадлежавшей к актерской династии, маленькой, худой и малокровной из-за недоедания и — самое неприятное для начинающей актрисы — слишком торопливо говорящей, ей пришлось непросто. Поначалу ей давали роли без слов — стоило Бабановой произнести серьезную реплику, все смеялись. Тогда она сделала все, чтобы довести свою речь до совершенства. В частности, на ее филигранном владении голосом был построен спектакль «Таня». В первой части постановки зрители видели (и слышали) молодую девушку, наивную, смешную. Она говорила высоким, почти детским голоском, и ее любовь к Герману казалась инфантильной, хоть и искренней. Во второй части — Таня, повзрослевшая и внутренне, и внешне. Говорила она деловито, резко, внимательно слушая собеседника. Вероятно, героиня заставила задуматься о чем-то и саму Марию Бабанову. Премьерный спектакль актриса отыграла замужней женщиной, а юбилейный тысячный («Таня» пережила две редакции и оставалась в репертуаре театра долгие годы) в 1956 году — разведенной. Артистка настолько чувствовала свою героиню, что Лобанову практически не надо было с ней репетировать — она сама знала, что и как нужно делать в этом спектакле. Впрочем, режиссер придерживался точки зрения, что актеры должны сами, без подсказок продумывать своих персонажей, используя интуицию. Пятая по счету В 1946 году Алексей Арбузов решил переработать прославившую его пьесу, чтобы сделать образ Тани более убедительным. Отшлифованным окончательным вариантом он остался доволен: теперь стало понятнее, как Таня из наивной студентки, которой застила глаза любовь, превратилась в самодостаточную женщину, к тому же серьезного врача. «Таня» была всего пятой пьесой на счету драматурга, и именно ее после показа в Театре Революции подхватили и другие отечественные театры, именно она принесла автору большой успех. После нее режиссеры со всей страны обратили внимание и на другие пьесы Арбузова. Например, «Иркутскую историю» за год — с 1960-го по 1961-й — сыграли в СССР больше девяти тысяч раз. Про Арбузова писали, что многое он написал под влиянием своих иностранных коллег — американца Теннесси Уильямса и английского драматурга Джона Осборна. Кстати, некоторое время Алексей Арбузов работал в Театре имени Мейерхольда, занимая пост заведующего литературным отделом. В 1939-м вместе с Валентином Плучеком он основал Московскую театральную студию. После войны студия, более известная как Арбузовская, прекратила существование. Экранизация В 1974 году «Таня» пережила новый всплеск интереса: Анатолий Эфрос снял по ней художественный фильм. Известный театральный режиссер к тому моменту снял две картины: «Шумный день» с Олегом Табаковым и «Двое в степи». Роль Тани исполнила звезда Театра на Малой Бронной, любимица и муза Эфроса Ольга Яковлева. Именно ей он отдавал лучшие роли: она была Наташей в спектакле «104 страницы про любовь», Ниной в «Чайке», Ириной в «Трех сестрах», Джульеттой в «Ромео и Джульетте» — и список этим не ограничивается. Роль Германа, мужа Тани, исполнил Валентин Гафт. В картине также снялись Лия Ахеджакова, Леонид Броневой, Николай Волков. Музыку к фильму написал Альфред Шнитке. Эфрос признавал: его Таня отличалась от той, которую играла Мария Бабанова. Экранная Таня бежала, скорее, не от мужа в поисках себя, а от себя, своего чувства, которое было способно разрушить ее жизнь. Арбузовская фабула сохранилась (драматург и режиссер вместе писали сценарий), но упор Анатолий Васильевич сделал совсем на другое. «Когда начал писать режиссерский сценарий, с досадой подумал, что многое в пьесе уже устарело», — позже напишет он в своей книге «Профессия: режиссер».