Юрий Муравицкий пригласил воронежцев присоединиться к игре в песочнице
Перед показом в рамках Платоновского фестиваля артисты представили спектакль публике на сцене Никитинского театра и во дворе "Винзавода". В холодное время года "Двенадцатую ночь, или Как угодно" будут играть в здании, а с наступлением тепла запланировано вновь вернуться на открытую площадку, на которой постановка раскрывается в полной мере. Фото: Андрей Парфёнов Действие спектакля "Двенадцатая ночь, или Как угодно" происходит в песочнице. В качестве реквизита – детские мечи и небольшие пластиковые ведерки, музыкальное сопровождение – ансамбль игрушечных инструментов. По законам песочницы каждый может примерить любую роль и поменять ее в следующий раз, реалистичность здесь неважна (немного фантазии, и песок превратится в деньги, а целлофан – в вуаль), главное – выдумка, импровизация и юмор. Такая форма вполне подходит комедии Уильяма Шекспира, в которой все перепутано и в действительности оказывается не так, как мыслится героям, да и само действие пьесы разворачивается в вымышленной стране Иллирии. "В жизни мы все время играем в какие-то игры, меняемся ролями, но часто за этими играми пропускаем какие-то важные вещи, которые потом приводят к неожиданным и иногда драматическим последствиям. Вот о чем я думал, когда мы работали над спектаклем. Но, какой эффект это произведет в итоге предугадать сложно", – рассказывает режиссер Юрий Муравицкий. Фото: Андрей Парфёнов Зрители тоже становятся участниками этой игры, вытаскивая из мешка игрушку с номером-ролью для каждого из артистов. За реакцией публики актеры внимательно следят, ловят реплики и вплетают их в текст спектакля. Такое живое взаимодействие участников (и тех, кто играет, и тех, кто смотрит), импровизация и юмор – приметы не только детских игр, но и площадного театра. Эстетика комедии дель арте угадывается в персонажах-масках, среди которых предприимчивые слуги-шутники, сатирически обличаемые господа и лирические влюбленные, будто сошедшие с пасторальной картины. Образы персонажей набрасываются широкими мазками, наделяются яркими чертами характера, особой манерой речи и движения. Это во многом помогает артистам Никитинского театра жонглировать ролями и органично вписываться в каждую из них. Утрированная манера игры, белая маска-грим, сглаживающая индивидуальных черты лиц, достаточно простая сценография с условными костюмами-элементами одежды – все это помогает труппе каждый раз успешно переконструировать спектакль. А пока актеры меняют местами элементы конструкции, у зрителя возникает ощущение, что артисты всегда играли в таком составе, настолько впору приходятся им каждый раз по-новому определяемые роли. Спектакль Ю. Муравицкого "Двенадцатая ночь, или Как угодно" оказывается верен традициям и оригинальному тексту и при этом близок современному зрителю. С одной стороны, это форма площадного театра, чьи основы находят отражение в комедиях У. Шекспира. С другой – удовлетворение потребности современного зрителя быть участником происходящего на сцене и выбирать, какой спектакль смотреть сегодня.