Пение птиц и партия в шахматы: что посмотреть на фестивале "Территория"
16 октября в Москве начинается XV Международный фестиваль — школа современного искусства "Территория". Уже 15 лет смотр открывает своим зрителям новые имена, привозит лучшие спектакли со всего мира, проводит концерты иногда самой необычной музыки, о существовании которой некоторые даже не догадываются. Конечно, в этом году форуму было нелегко, иностранные спектакли пришлось отменить, от многих проектов отказаться. Но все равно фестиваль состоится, пусть и будет немного не таким, каким бы его хотели видеть организаторы. Вся программа делится на несколько блоков, например театр, музыка, танец, кинопоказы. Есть и образовательная часть — с лекциями и мастер-классами. Мы отобрали для вас несколько самых интересных событий. С полной программой можно ознакомиться тут (а также купить билеты). "Университет птиц" 16 и 17 октября Это иммерсивный саунд-спектакль от проекта "Театр взаимных действий" — творческое объединение художников Шифры Каждан, Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной и продюсера Александры Мун. В Москве их знают по "Музею инопланетного вторжения" — постановке-полубродилке, которая проходила в Боярских палатах. Зрителям предлагалось окунуться в выставку — подтверждение контакта человечества с НЛО. История была в формате мокьюментари, в которое к концу спектакля начинаешь верить: эти художники, как никто другой, умеют убедить в самом необыкновенном и задуматься о чем-то страшном. В их новом проекте "Университет птиц" (который, кстати, тоже пройдет в Боярских палатах) главные герои — птицы: их жизнь, культура, история, способы общения, характеры. Эти создания в разное время и в разных культурах занимали не последнее место, некоторые из них даже становятся символами. Зрители станут участниками литургии по исчезновению крылатых, попробуют поговорить на птичьем языке и даже почувствуют, что такое настоящий полет. Все это, как всегда бывает у "Театра взаимных действий", несет под собой болезненный подтекст, тут — экологический: ведь когда-нибудь может случиться так, что этих созданий останется на свете не так уж и много. "Мы выйдем с собой погулять в лес" 17–19 октября Федор Елютин долгое время был посредником между заграничными театральными проектами и нашим зрителем. Его компания "Импресарио" привезла и адаптировала для нас Remote Moscow (который настолько популярен, что его не получается остановить), "Кандидат" (где нужно голосовать за или против актеров на сцене), шоу-тренинг в Zoom "Я не хочу это видеть" и еще много чего интересного. В этот раз он сам стал автором постановки. Гости спектакля, вооружившись фломастером, конфеткой, яблоком и наушниками, отправляются в лес (показы в рамках "Территории" пройдут в Доме творчества Переделкино. Идти нужно в одиночестве, вслушиваясь в приятный голос, звучащий из наушников. Вас могут попросить что-то сделать, как-то по-определенному двигаться, отвечать на вопросы (организаторы просят делать это вслух и не раздумывая), в общем вести себя максимально непосредственно. Что мы и советуем вам сделать: погружаясь в истории спектаклей Елютина, не то чтобы теряешь себя, просто улетаешь в какой-то другой мир, но обязательно возвращаешься с массой впечатлений и светлыми чувствами. "Сеанс одновременной игры" 20–22 октября Один из центральных танцевальных спектаклей в этом году представит хореограф Анна Абалихина совместно с театром "Балет Москва". Это такая шахматная партия, во время который более опытный соперник может соревноваться за несколькими столами с несколькими людьми одновременно. И в этой постановке также гости станут одновременно и участниками действия, и зрителями. Всех поделят на небольшие группы, у каждой будет свой маршрут. Спектакль состоит из нескольких мини-историй, каждая из которых разворачивается в своем зале ММОМА. Перформеров можно будет увидеть на расстоянии вытянутой руки и даже стать частью представления. Все ваши действия, движения могут повлиять на ход событий, они превратятся в кусочек большого танца. "Сын" 28 октября Новая постановка Юрия Бутусова на сцене Российского академического молодежного театра посвящена 17-летнему юноше, который переживает развод родителей. Эта трагедия одного из ярчайших драматургов нашего времени Флориана Зеллера завершает его трилогию "Мать", "Отец" и "Сын", где сталкивает зрителя с жестокой реальностью. Главный герой — в депрессии, он три месяца не ходит в школу, ведет себя отвратительно и никого не слушается. Его отец уже во втором браке, занимается своей адвокатской карьерой, радуется своему второму ребенку. Все это отдается в душе мальчика, который все еще недостаточно взрослый, чтобы строить новую реальность на разрушенных остатках старой жизни. Прожив какое-то время с матерью, он решает переехать к отцу, который всячески старается воодушевить подростка, но, кажется, момент упущен. Музыка и кино С 16 октября Современная академическая музыка — мир сплошных удивлений. Порою, оказавшись в зале, вы даже не сразу поймете что происходит. Мало того что может звучать что-то совершенно негармоничное и диссонирующее, так еще и вообще не музыка. Могут играть на чашках, на деревяшках, а пианист вообще может залезть на рояль и кукарекать. Конечно, в большинстве случаев это шутки, а приведенные здесь примеры — выдуманный абсолют, но все это не отменит того, что такой вечер точно-точно поменяет ваше отношение к этому направлению. Посмотреть можно, например, концерт-марафон с элементами перформанса (его режиссер — Дмитрий Волкострелов, который не так давно занял пост художественного руководителя Центра им. Мейерхольда). На сцене ЦИМа прозвучат премьеры молодых композиторов от главных в нашей стране исполнителей такой музыки — Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и Questa Musica, которым руководит дирижер Филипп Чижевский. В этом году фестиваль впервые представляет кинопрограмму, куда вошли документальные и игровые картины о современном искусстве. Например, можно посмотреть "Ретроспективу" Жерома Беля — французского хореографа и танцовщика. Фильм собран из фрагментов его работ, которые иногда совершенно не похожи на привычный для вас балет. Его танец — это продолжение жизни, через движения и свою хореографию Бель старается передать мысли и чувства простых людей, при этом поднимая и социально важные темы: в его спектаклях могут выступать представители меньшинств, люди с ограниченными возможностями, дети, представители разных социальных групп и возрастов. А почитать про еще два крутых спектакля Lorem Ipsum и "Книга Серафима" можете в нашем осеннем гиде по главным премьерам.