Как в столице российской провинции прошел фестиваль ARTEMOFF
В предпоследние сентябрьские выходные в Урюпинске прошел фестиваль городской культуры Artemoff. Наши корреспонденты отправились в столицу российской провинции, чтобы посмотреть на новые пространства, переосмысление облика города и мероприятия фестиваля, которые в этом году были адаптированы под условия онлайна. Что такое «ArtemofFest» «Artemoff» – это ежегодный фестиваль городской культуры, который проходит в Урюпинске с 2018 года. Его назвали в честь художника Георгия Артёмова, родившегося в здесь в XIX веке и бежавшего во Францию после революции. Каждый год в городе открываются арт-резиденции – творческие лаборатории, в которых приглашенные и местные кураторы изучают с гостями фестиваля культуру и искусство. В этом году это театр и сторителлинг. Интересно, что «Artemoff» – не разовое мероприятие, а постоянно работающий проект. Организаторы в течение года проводят стратегические сессии, устраивают собрания, договариваются с жильцами, администрацией города и местными предпринимателями. Картины на улице и в галерее Фестиваль, названный в честь художника, не мог обойтись без живописи во всех ее проявлениях. В этом году организаторы не только познакомили гостей с уличным искусством, но и пригласили всех на выставку Андрея Уварова в местную картинную галерею. Это местный художник, скромный парень, которые с 2015 года нарисовал обложки таким известным российским рок-командам, как «Мельница», «ТАРАКАНЫ!», «Нейромонах Феофан», «Louna» и не только. Его стиль хорошо узнаваем: обилие скелетов, фантастических существ и яркие, часто играющие с образами пламени, мотивы. Такие обложки без проблем существуют в отрыве от музыкальных альбомов. «Я с детства слушал тяжелую музыку, любил эти брутальные обложки зарубежных метал-групп. Несколько лет назад решил попробовать сам рисовать подобные. Начал с малоизвестных команд, и меня заметили ребята крупнее», – рассказывает Андрей. Кстати, его выставка не закрылась после окончания фестиваля и останется в галерее до 14 ноября. А вот что останется в Урюпинске, кажется, навсегда, так это работы местных и приезжих стрит-арт артистов. Вообще, уличное искусство – фишка столицы российской провинции. Это 22 иллюстрации, которые вписаны в облик городских объектов и задают стиль. Все они вошли в первую версию онлайн-карты стрит-арта Урюпинска. Эту карту разработали авторы «АртемофФеста», и теперь в рамках мероприятия они водят по ней экскурсии. «Обычно, когда мы делаем экскурсию, на нее приходит по 30 человек. Но из-за коронавируса такое количество людей запрещено, и мы ограничили онлайн-запись до 10 человек», – говорит организатор Валерия Мелованова. Стрит-арт – вид искусства, когда художник создает изображение, интегрируя его в городскую среду и ориентируясь на ее детали. Вот и здесь пингвины из мультика «Мадагаскар» расположились у водопроводного люка, а пугающий портрет японского людоеда Иссеи Сагава за решеткой. Мечты и реальность Во второй день фестиваля ARTEMOFF прошла итоговая встреча творческой группы по направлению «Сторителлинг» под кураторством антрополога Никиты Петрова. Участники рассказали о своих проектах и спроектировали Урюпинск будущего. Проспект им. Ленина оборудуют деревянными парклетами – зонами отдыха для горожан, в городе откроют музей ностальгии с ароматическим контекстом, а старое пространство завода «Сельмаш» превратят в арт-кластер, в котором будет фуд-корт, выставочное пространство, образовательные и интерактивные площадки, студии, мастерские, библиотека, коворкинг и клуб. Пока это только мечты горожан, но они могут сбыться, особенно учитывая то, что местные деятельные горожане активно участвуют в жизни города. И не просто говорят об этом, а меняют городскую среду своими руками. Например, прямо перед самоизоляцией в Урюпинске открыли «Гештальт» – общественное пространство, ставшее одной из основных площадок фестиваля «Artemoff». Один из создателей этого места Василий Дубейковский объясняет понятие гештальта, как «хотелку». Вот и ему с единомышленниками захотелось создать место, куда не надо зазывать людей, но они будут приходить сами. И будут использовать его так, как захотят, – проводить лекции, смотреть фильмы, создавать творческие лаборатории, придумывать новое, обсуждать новостную повестку – что угодно. Поэтому слоган пространства: «Место, где рождаются новые проекты столицы провинции», а стандартного режима работы у «Гештальта» нет – он открыт, когда в нем проходит мероприятие или присутствует один из резидентов. «Гештальт» – это не то место, где тебе будут предлагать услугу, это место, где ты можешь придумать свою инициативу и быть куратором и менеджером собственного проекта или помогать тому, кто возьмет на себя эту роль», – говорит Василий. Связь поколений Удивительно органично сочетались в фестивале и сосуществуют в Урюпинске люди всех поколений: бабушки из организации «серебряных волонтеров» выступают перед молодежью с небылицами, собранными из реального местного фольклора, а потом идут изучать сторителлинг вместе со спикером из Питера. Организаторы признаются, что именно старшее поколение во многом помогает городу расти – здесь высок процент пенсионеров, которые все еще чувствуют себя молодыми. Не смотрят свысока на современные веяния и сотрудники местных музеев – предлагают на встречах и воркшопах свои инициативы по развитию Урюпинска, на равных общаются с молодежью и волонтерами из организации «Пирожки с картошкой» (местные инициативные школьники). Больше всего нас покорила старушка, которая попросила лектора Никиту Петрова добавить ее в «Инстаграме». В прочем, покорила она не только нас. Сам Никита тоже отозвался о местных бабушках, как о «настоящих казачках». «На лекцию записалась, конечно, молодежь, которой интересно узнать, что такое сторителлинг. Но еще в Урюпинске есть совершенно прекрасные «серебряные волонтерки», настоящие казачки («серебряные волонтеры» – это движение добровольцев, которым от 50 лет. – Прим. ред.). Они пришли послушать лекцию, и им стало интересно. Так у меня появилось две лаборатории: одна с волонтерками, которым 60–70 лет, а другая – архитектор, школьница, директор краеведческого музея и девушка, которая делает посуду из глины», – рассказал он. Онлайн – не приговор Если прошлые фестивали здесь собирали несколько тысяч человек, то в этом году всего офлайн присутствовало около сотни – люди разбивались на группы, чтобы не нарушать эпидемиологические условия. И все-таки организаторы признаются, что многие следили за фестивалем в интернете, а значит, результатом они довольны. Ведь это не история о развлечениях, это процесс развития города, который длится не два фестивальных дня, а вот уже три года.