Сикстинская Капелла в Москве: работы Микеланджело показали в центре дизайна ArtPlay
21 сентября в центре дизайна ARTPLAY открылась мультимедийная выставка «Микеланджело. Сикстинская капелла». Место проведения – необычная площадка, которая позволяет демонстрировать цифровые проекты в новом для зрителей формате. Центр дизайна начинается здесь – у арки рядом с комплексом. Той самой, которую собираются реставрировать для постройки МЦД. Здесь две полосы трамвайных путей сливаются в одну, а надпись «ArtPlay» в тени напоминает роулинговскую 93/4. Ее историческая ценность видна по почти выцветшим кирпичам. Неотреставрированное (что удивительно для столицы) сооружение середины 19 века очаровывает своей самобытностью, а вид трамваев, которые выезжают из арки, напоминает картинки старой Москвы. Надписи внутри тоннеля немного смущают: «Никакой свободы врагам свободы». Врагами свободы как раз оказываются рабочие, которые, как назло, перекладывают плитку и бордюры рядом с аркой. «Скоро доберутся и до нее», – мелькает в голове мысль. После арки на Нижней Сыромятнической улице я увидела здание в постмодернистском стиле, где находятся бизнес-школа, мебельные магазины и мастерские. Сердце «Артплэя» начинается только после него – там дома желтого, синего, красного и бежевого цвета напоминают улочки Амстердама. В них находятся студии дизайна и архитектуры (их около 80), шоурумы, кофейни и даже вело мастерская. На территории немного людей, видно только несколько студентов британской школы дизайна, которые оживленно разговаривают у входа и обнимаются. Самое большое здание – мультимедийный выставочный центр, который является крупнейшим в России. Именно здесь располагается выставка про Микеланджело. Проект показывали в разных странах, но теперь его можно увидеть только в Москве. По словам организаторов, в период пандемии экспозиция дает возможность увидеть культурное наследие, которое сейчас недоступно для туристов. «Выставка создавалась, как культурно-образовательная для знакомства с работами Микеланджело, которые невозможно увидеть вблизи, в подлинниках, из-за их расположения. Теперь это и способ путешествия в другую культуру, и возможность открыть для себя новый взгляд на работы автора», - говорит креативный директор центра ArtPlay Яша Мохначева-Яворская. Захожу внутрь в маске и поднимаюсь на выставку – выгляжу так, будто одна озабочена эпидемией. В арт-пространстве перед входом беседуют многой людей без масок, а на двери висит бумажка с надписью и поэтапной инструкцией, «как не заразиться коронавирусом». Помещение похоже на пространство для коворкинга: здесь стоят столы и раскладные стулья, есть бесплатный вай-фай и кофейня. Можно даже выйти на большой балкон с видом на Яузу, где тоже можно посидеть. В зрительном зале довольно просторно - его площадь составляет около 1000 квадратных метров. По всему пространству расставлены кожаные кубы, на которых сидят люди. Виртуальную экспозицию про Микеланджело показывают раз в час, так что некоторые зрители приходят к середине или концу показа, а потом смотрят все заново. Многие места остаются незанятыми в начале показа даже в день премьеры. Организаторы подтверждают, что жизнь центра пока не восстановилась в полном объеме, но все равно планируют создавать новые выставки. Из темноты на экранах (их тут около 10), появляются арки, в каждой из которых – скульптуры Микеланджело. Юного лучника, Бахуса, Давида и Мадонну Брюгге можно разглядеть со всех ракурсов – скульптуры постоянно крутятся, а под ногами оказывается крупное лицо Моисея и его рога, которые сделал скульптор по ошибке из-за неверного перевода библейского текста в 16 веке. Виртуальные работы Микеланджело многим похожи на музейные экспонаты - инсталляции, как и подлинники в галереях, нельзя потрогать. Интерактивность дает возможность по-новому взглянуть на культуру. «Для одних это более легкая форма узнать в классическом искусстве новые грани, для других – комфортная среда для вдохновения», - считает креативный директор центра ArtPlay Яша Мохначева-Яворская. Постепенно пространство заполняется людьми. Сидящая рядом со мной женщина шепотом объясняет ребенку, что такое эпоха Возрождения. «Это время возвращения к традициям античности. Микеланджело был одной из самых знаковых фигур этого времени», - слышу я. Пояснений к происходящему на экране и правда не хватает – не дана даже общая характеристика творчества художника. Короткие справки я заметила только ближе к середине показа в правой части зала. Дело в том, что несколько человек пересели, чтобы увидеть их – я решила сделать так же. Под «Аве Марию» открывается панорама Сикстинской капеллы. В «кинозале» на потолке нет экранов, но благодаря технологии cinema-360 зрителям и правда кажется, что они находятся в Ватикане. «У нас своя продакшн-команда, в рамках которой мы придумываем идеи, пишем сценарии, создаем виртуальные пространства и реализуем все это в виде выставок c эффектом максимального визуального взаимодействия со зрителем. Есть доля технологических решений: программное обеспечение, оборудование. Как у любого фокуса, в технологиях есть немного магии», - рассказывает креативный директор Центра дизайна Artplay Яша Мохначева-Яворская В Сикстинской капелле находятся две фрески Микеланджело. Роспись потолка, на котором изображена история человечества, показана первой. Задний фон фрески исчезает, и перед зрителями появляются картины сотворения Адама, Евы и грехопадения. Части фресок накладываются друг на друга, на полу они складываются в калейдоскоп, а иногда собираются, как пазл. Когда на экране всемирный потоп, зрители слышат плеск воды и видят на полу лодку Ноя – она буквально уплывает из-под ног. В такт с музыкой возникают картины Страшного Суда. Все 400 фигур, которые запечатлены на алтарной стене капеллы, накладываются друг на друга. Лица грешников пугают – взгляды этих людей полны ужасами будущих мук. На зрителей надвигаются фрагменты фресок – становится жутко. В кульминационной части весь зал загорается огнем. «Мне больше понравилась выставка про Да Винчи», - говорит Гаврилова Маргарита. Девушка любит рисовать – об этом мне рассказал молодой человек в кожаной куртке и с белыми розами, который стоял рядом с ней. Ребята посмотрели две выставки про Микеланджело и Да Винчи, потому что они шли друг за другом в одном зале. Им не хватило пояснений во время показа. «И в музее, и на интерактивной выставке, работы творцов смотреть интересно. Потому что это воспринимается по-разному. Однако мне по душе знакомится с искусством здесь – в сопровождении музыки и спецэффектов», - с улыбкой стеснения рассказывает девушка. Пока в мультимедийном центре дизайна показывают экскурсии про Микеланджело и Да Винчи, организаторы планируют запускать другие проекты. Скоро в мультимедийном центре будут проходить тематические кинопоказы, концерты, лекции по искусству и литературные чтения.