Рецепт борща и история одной семьи. Из чего состоит спектакль «Фаина. Эшелон»
В «Школе современной пьесы» на 4 октября запланирована премьера моноспектакля «Фаина. Эшелон». Иосиф Райхельгауз посвятил его 75-летнему юбилею Победы и своей маме Фаине Иосифовне, которая застала начало войны подростком. В Фаину Райхельгауз перевоплощается актриса Елена Санаева. Поезд, борщ и застолье На этом моноспектакле нет зрителей — только участники. Платформа посреди камерного зала «Зимний сад» напоминает вагон поезда со специальными поднимающимися барьерами. Гостей усаживают за один длинный стол, собранный из множества столов поменьше — деревянных, старых, потрепанных. Чуть позже их застелют белоснежной скатертью, а гостям раздадут алюминиевые миски, кружки и ложки. Актриса Елена Санаева будет рассказывать историю жизни своей героини — матери режиссера Фаины Райхельгауз — за приготовлением украинского борща по семейному рецепту. Происходящее напоминает дружеские посиделки: хозяйка вспоминает, нарезая овощи, свое одесское детство, добрую маму, ее песни и чудесные сказки. Светлые воспоминания скоро сменит горечь: в них появится война. Семья оказывается в эшелоне, едущем в эвакуацию в Узбекистан. Здесь она, Фаина, которой тогда было всего 15 лет, видела, как погибли ее родители. Просто и буднично страшные факты, возникающие перед глазами живой картиной, перемежаются с замечаниями по рецепту: здесь надо немного убавить огонь, вот так можно сделать зажарку еще вкуснее… Отец перед смертью обнял тело мертвой матери, а Фаню с 12-летней сестрой Броней эшелон увез дальше. Специальная система под ногами гостей время от времени приходит в движение характерными толчками, превращая платформу в движущийся поезд. На стены зала в этот момент проецируют меняющиеся пейзажи — что-то похожее, наверное, видели из окна поезда и осиротевшие девочки. Сценографию придумала Мария Трегубова — художница, лауреат «Золотой маски», дочь Иосифа Райхельгауза. Это абсолютно семейная история. «С папой было легко и приятно, но я абсолютно уверена в том, что с родственниками работать нельзя. Это исключительный случай, потому что дело касается бабушки, моей семьи», — говорит она. Книга воспоминаний В основе спектакля лежит книга Фаины Иосифовны Райхельгауз «О том, что… помню… прошло… тревожит». В ней она рассказывает о главных событиях своей жизни — и страшных, и счастливых. «Когда маме было 80 лет, я попросил ее все записать. Ей как раз подарили пишущую машинку. Она написала, я показал это редактору в Одессе, и одесский журнал напечатал ее воспоминания у себя. Потом напечатали в Киеве, а уже здесь, в Москве, это превратилось в небольшую книгу», — рассказывает Иосиф Райхельгауз. Прошло около 10 лет. Райхельгауз выпустил спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» по мотивам еврейских анекдотов. После этого ближайшие друзья и члены его семьи начали говорить, что актриса Елена Санаева, сыгравшая там, внешне очень похожа на Фаину Иосифовну. «Правда, похожа», — подумал режиссер и принес актрисе мамины воспоминания. Книга произвела на Санаеву огромное впечатление, и она предложила прочесть ее вслух перед публикой. Так появилась идея сделать новый спектакль. «Мы даже не репетировали в полном смысле этого слова, — говорит режиссер. — Мы собирались по-домашнему, и я ни разу не сказал: “Вот это делайте так, а это — сяк”. Елена Всеволодовна этот текст говорила, и у меня было абсолютное ощущение, что это говорит моя мама. Поэтому я не делал никаких замечаний, все было естественно и органично». Он утверждает: каждый раз, когда собирались, Елена Санаева варила борщ, и каждый раз он получался все вкуснее. Так что вопрос об обеде для работников театра в эти дни снимался автоматически. «Варить и рассказывать» В спектакль Иосиф Райхельгауз решил ввести еще одного персонажа. Безмолвную роль матери Фаины сыграла Татьяна Циренина — иногда она тихо напевает, укутавшись в шаль и согревая руки у керосиновой лампы. На двух мониторах по обе стороны зала идет специально смонтированное для спектакля видео — нарезка кадров двухсерийного фильма «Эшелон», который Райхельгауз снял в 1988 году. В картине рассказывалась история не его семьи, а семьи драматурга Михаила Рощина, которая тоже оказалась в эшелоне. В эпизоде, кстати, там появляется и Мария Трегубова. Также в нарезке — фотографии других важных для режиссера людей: Альберта Филозова и Любови Полищук, которые стояли у истоков «Школы современной пьесы», коллеги и большого друга Галины Волчек, Булата Окуджавы и других. «Они все в этом эшелоне», — говорит режиссер. «Фаина. Эшелон» — не первая постановка по книге Фаины Райхельгауз. Актриса Людмила Иванова в своем театре «Экспромт» тоже ставила этот спектакль. Она назвала его просто — «Фаина». Когда-то Иванова была соседкой Райхельгаузов в садовом товариществе «Актер». Друзья часто собирались вместе, и выход книги воспоминаний не прошел мимо. Да и самих родителей худрука «Школы современной пьесы» Людмила Ивановна знала хорошо, слушала их рассказы о войне — и сама предложила сделать спектакль. Но много думала над исполнением — не знала, как все должно выглядеть. «Просто нужно сесть, варить борщ и рассказывать», — подсказал ей Иосиф Райхельгуаз. Идея перекочевала и в его собственный спектакль. Тот же борщ, тот же тихий неторопливый рассказ. Однако в какой-то момент мирное застолье прервется — так же резко и неожиданно, как когда-то война ворвалась в жизнь юной Фаины.