Стрельцов — Петров. Претензий нет. Почти
Новый фильм уделывает сериал двухлетней давности по всем статьям В текущем году истории знаменитого советского футболиста посвятили уже два кинопроизведения: документальную ленту "Эдуард Стрельцов. Расплата", вышедшую на Первом канале в конце августа, и полнометражную ленту "Стрельцов". Причем, опровергая библейскую поговорку "и последние станут первыми", коронавирус поменял их местами и закончил диптих о жизни футболиста-зека вчерашней премьерой с Александром Петровым в главной роли. О ней, а также о третьем резонансном киноопыте — сериале "В созвездии Стрельца" 2018 года, также вышедшем на Первом в конце августа, — материал журналиста "Реального времени" Джаудата Абдуллина. За что приплели Микояна и обидели Симоняна? Фильмы о спортсменах, практически дублирующие друг друга, снимают не в первый раз. В этом плане можно проводить параллели с появившимися практически одновременно сериалом "Валерий Харламов. Дополнительное время" и нашумевшей картиной "Легенда номер 17". Причем тогда сериал был максимально приближен к исторической правде, а "Легенда номер 17" выглядела как патриотическая развесистая клюква. Но сейчас… Создатели еще одного киноповествования об Эдуарде Стрельцове — сериала "В созвездии Стрельца" двухлетней давности — подстраховались титрами, объясняющими, что это "художественное произведение, где хронология футбольных матчей и отдельных событий не всегда соответствует исторической действительности". И понеслись лажать, придумывая и умножая драматургию повествования. Можно смириться с тем, что для драматургии необходимо было соединить реальный эпизод с отставанием футболистов от поезда с решающей игрой с командой ГДР за выход в финальную часть Олимпиады 1956 года. На самом деле история выглядела так. Это был решающий матч за выход на ЧМ-1958 в противостоянии сборных СССР и Польши. Наши выиграли дома — 3:0, поляки победили в Хожуве — 2:1, а так как по тогдашним правилам не предусматривались ни дополнительное время, ни определение победителя по разнице мячей, провели третий матч на нейтральном поле в Лейпциге. Наши выиграли, Стрельцов открыл счет, но от его опоздания на поезд "осадочек остался", а создателям сериала эпизод запомнился, да и драматургия требовала повысить "градус". Вот и эпизод с опозданием на поезд раздули практически до трагедии. Сам матч с немцами состоялся не в 1957-м, а годом ранее, уже на Олимпиаде в Мельбурне. При этом против нас выступала не ГДР, а сборная ОГК — объединенная германская команда (в 50-е годы немцы именно под таким соусом стартовали на Олимпиадах). Рискуя совсем запутать современных читателей, уточним, что это были западные немцы, то есть представители ФРГ, во главе с главным тренером Зеппом Хербергером, бывшим нацистом, ставшим чемпионом мира в 1954 году. Была тяжелая игра, Стрельцов забил победный гол, но он был вторым, поскольку немцы затем успели сократить счет. Но, в принципе, к этой эквилибристике с фактами можно отнестись с пониманием. Однако звонок из Москвы перед олимпийским финалом от имени Анастаса Микояна, указывающего Гавриилу Качалину на перемены в составе, конечно, выглядит не литературным вымыслом, а откровенной ложью. Если бы сила телефонного права Микояна была так велика, то он применил бы ее в отношении, например, другого армянина, журналиста Семена Нариньяни (Нариньянца), который своим фельетоном "Звездная болезнь" в газете "Правда" практически подготовил будущий приговор футболисту. К самому Микояну много вопросов с исторической точки зрения. Самая неоднозначная фигура в Политбюро, умудрившаяся прожить жизнь от Ильича (Ленина) до Ильича (Брежнева), но… Ни о каких звонках Микояну Качалину ничего не было известно, более того, их не могло быть по определению. Сборная СССР, в которой до финала играли динамовец Рыжкин, торпедовцы Иванов и Стрельцов, в итоге вышла на финал составом из восьми (!) спартаковцев, двух динамовцев Льва Яшина и Кузнецова и армейца Башашкина. В сериале вместо последнего почему-то звучит фамилия торпедовца Иванова, а ведь Башашкин в какой-то степени легендарная фигура, герой народной присказки "Башашкиным будешь?" — алкаши поменяли известное "третьим" на фамилию защитника, постоянно игравшего именно под 3-м номером. Вот для чего сценаристы и режиссер допустили эту замену, единственную в составе олимпийского финала? Это допустимо, потому что фильм не документальный? Согласен, но с какой целью была сделана замена: после нее фильм заиграл новыми красками? Это добавило интриги в сюжет? Зачем Фурцеву путают с Брежневой? Или же можно было вспомнить историю Саркиса Овивяна, того самого, который родился в Турции, а затем приехал в СССР. Он был призван в армию и должен был перейти в ЦСКА. Но армяне нашли подход к Санатруку Караханову, одному из самых богатых армян того времени, человеку с большими связями, имевшему непосредственный доступ ко многим важным персонам. Когда просители обратились к Караханову за помощью, он помрачнел, сказав, что на футболе он однажды крупно погорел… Для понимания, именно на его даче происходила пьянка Огонькова, Стрельцова, Татушина и его сына Эдуарда с девушками, из-за чего все и случилось. Уже после того как Стрельцов вышел из тюрьмы, на Караханова завели уголовное дело, найдя на той самой даче майонезные баночки с золотыми ювелирными изделиями и бриллиантами и даже большущий старинный золотой сервиз. Караханов повесился в тюрьме, его сыну на офицерском собрании воинской части дали четко понять "об офицерской чести", и он уволился в запас в звании капитана, чтобы избежать публичного позора. Что касается футболиста Овивяна, то его в итоге "отмазывали" от армии Микоян и другой армянин, маршал СССР Иван Баграмян, разрешив ему "служить" на родине, в это же время играя за ереванский "Спартак" (ныне "Арарат"). "Во сюжет!", как сказал бы персонаж Владимира Басова из фильма "Москва слезам не верит". Налицо коррупционный мотив, связи с криминальным миром, которые, увы, вскрылись только после отставки кукурузного босса Хрущева. Наконец, внедрение в канву фильма дочери тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой. Ну совесть-то надо иметь! Сколько можно эксплуатировать этот бред, что Фурцева-младшая запала на женатого футболиста, а Фурцева-старшая влияла на его судьбу. Обратимся к мнению знаменитого фотографа Дмитрия Донского, современника Стрельцова, бывшего одногруппником дочери Фурцевой: "А это — самая большая в моей жизни любовь. Света, дочка Фурцевой. Теперь на Новодевичьем лежит. Замуж за Стрельцова? Да ну, бред. Они знать не знали Стрельцова — ни дочка, ни мать!" Светлане Фурцевой на момент олимпийского триумфа Стрельцова было 14 лет, а на момент заведения уголовного дела едва исполнилось 16. Допускаем, что девушка-мажор и в эти годы могла бы вертеть взрослыми родителями, как ей заблагорассудится, и даже назовем имя такой беспутной особы — Галина Брежнева. Но что касается Светланы, то она… "Не от мира сего девочка! Светка принесла парижское издание Солженицына в МГИМО, где училась. Кто-то "стукнул" — тут же выгнали, пришлось переводиться на журфак. Екатерина Алексеевна выдала Светку замуж за сына Фрола Козлова (секретарь ЦК КПСС), любимца Хрущева. Пьянь коричневая этот Фрол Романович, а сын зашибал еще сильнее. Светка забеременела и сбежала от него. Жить было невыносимо", — снова цитата из интервью Донского. А факты говорят о том, что у Светланы Фурцевой была вполне обычная номенклатурная жизнь, без всяких скандалов. Через год после посадки Стрельцова она вышла замуж за Олега Козлова, на свадьбе гуляло все руководство страны, включая Хрущева и Микояна, а на тамаде сэкономили, поскольку эти обязанности выполнял Леонид Брежнев. Свадьба была абсолютно номенклатурная, но Светлана согласилась на нее, чтобы избежать чрезмерной опеки близких и прислуги из 9-го управления КГБ. Бабушки Матрены, деревенской женщины, которая терпеть не могла внучкиных подруг в брюках, отчитывая их, не стесняясь в выражениях. А когда подросшая Света стала гулять допоздна летом на даче, Матрена однажды подкараулила ее и отхлестала бельевой веревкой по пятой точке. Мама запрещала Светлане носить стремительно вошедшие в моду солнечные очки, замечая, что это дурной тон и признак буржуазности. "Не двигай стулом, — делала Фурцева замечание дочери, — внизу люди живут". Согласитесь, как-то не создают эти воспоминания образ сумасбродной Светланы Фурцевой. И если бы только это. "Под созвездием Стрельца" вообще надо смотреть с двумя вилками в руках, поскольку уши так и зарастают лапшой, которую скармливают зрителям сценарист Илья Цофин и режиссер Роман Гапанюк. Но сегодня у нас все-таки другой инфоповод. "Переосмысление", которое не раздражает Восьмичасовой бред сериала заставляет материться по его окончании. Полуторачасовой фильм с Александром Петровым, который изначально настраивал на такие же эмоции, оставил совсем другие эмоции. Лист блокнота, приготовленный для критики, остался почти чист. Художественное "переосмысление" этапов жизни Стрельцова в целом не раздражает. Ну да, на поезд в Лейпциг Стрельцов-Петров опоздал, проспав, хотя в реальности он просто пробухал и предстал пред очи тренеров "в состоянии нестояния". Да, Огонькова и Татушина в сценарий вообще не вносили, как и Караханова-младшего, полностью изменив злосчастную сцену с изнасилованием на даче. Да, протащили на весь фильм сюжетную линию с первой супругой Аллой Деменко, прибавив в конце еще и дочь, хотя в послетюремной жизни Эдуарда Стрельцова оба этих персонажа не играли никакой роли. Их просто "не было". Да, из зоны его встречал Виктор Маслов по прозвищу Дед, тренер "Торпедо", и актер Виталий Хаев в его роли — это как попадание в девятку ударом через себя, просто великолепно. Такое вживание в роль за последнее время было только у Максима Лагашкина, сыгравшего-"прожившего" в роли Виталия Мутко в сатирическом сериале "Большая игра". Именно поэтому Стрельцова из зоны встречал Маслов (в сериале — Валентин Иванов), хотя на самом деле эта участь выпала Виктору Шустикову. Да, телогрейку Стрельцов выкинул, а потом зачем-то достал и сохранил до конца жизни. Да, Юрий Золотов был партнером Стрельцова во время его дебюта в "Торпедо" и тренером по возвращении с зоны. В "Динамо" он не переходил, но, вероятно это была та самая часть художественного вымысла, который оправдан. А момент, когда юные футболисты при встрече со Стрельцовым называют свои имена, и каждый третий из них Эдик, это просто… До слез!!! Кстати, наконец-то кинопроизводитель ("Три Тэ") заморочился с гримерами, чего ранее практически никогда не делал в экранизациях известных спортивных историй. В том числе и благодаря гримерам очень неплох был Алексей Колган в роли Леонида Брежнева. Зная этого артиста по другим работам, тоже в основном сериальным, я изначально отнесся к Колгану-Брежневу с предубеждением, но актер их развеял. Роль небольшая, но запоминающаяся. Спасибо сценаристам за то, что внесли в фильм сцену с Николаем Тищенко в олимпийском финале. В сериал-то ее никак нельзя было внести. Хотя лучше и правильнее показать советского футболиста, реально сломавшего ключицу, но не ушедшего с поля футбольной битвы, и именно этим, кстати, объяснить тогдашнюю народную любовь к футболистам, в отличие от нынешнего отношения. Хотя сцена с Тищенко всяко лучше, чем сериальная попытка втискивать в историю Стрельцова мать и дочь Фурцевых. За полное отсутствие последних в фильме — отдельная благодарность авторам "Стрельцова". И фильм, конечно же, надо смотреть, поскольку Петров — хорош. Зритель посмеется с его реплик больше, чем с некоторых нынешних комедий, а небольшой рост Александра и тощие икры со спущенными гетрами… Зритель их и не заметит, когда будет смахивать слезу во время сцены матча с Бразилией. Да, все было не так, даже совсем не так, но ведь было, жгли болельщики газеты, требуя выпустить Стрельцова, а не некоего футболиста под 12 номером в стартовом составе, что в 60-е годы, уверен, было грубейшим нарушением регламента. Персонаж Постникова, сыгранный Александром Яценко, это уже фирменный знак "Три Тэ". Владимир Меньшов воплощал коллективное зло в "Легенде номер 17", Марат Башаров заставлял себя ненавидеть в "Движении вверх", а тут "огонь на себя" вызвал Яценко, удивительным образом напоминающий молодого Олега Ефремова средних лет. Тут, конечно, вызывает опасение процесс экранизации спортивных героев. Армеец Харламов был, динамовца Яшина видели, торпедовца Стрельцова лицезрели, на очереди, совершенно очевидно, спартаковцы — семейство Старостиных. Даже страшно представить, как развернутся сценаристы "Три Тэ", если возьмутся развивать этот сюжет. "Посадить подлеца надолго" Полгода назад наше издание уже вспоминало историю Стрельцова. И сейчас я еще более уверился в ведущей роли Никиты Хрущева как главного инициатора посадки футболиста. И ему не нужен был "кордебалет" в лице Фурцевой и Дудорова. Министры не могли бы повлиять на суд, а Хрущев мог, как сделал это в отношении валютчика Рокотова, расстрелянного в нарушение действующего законодательства. И со Стрельцовым произошло подобное. На момент суда действовал УК РСФСР 1926 года, который гласил: "Половое сношение с применением физического насилия, угроз, запугивания или с использованием, путем обмана, беспомощного состояния потерпевшего лица (изнасилование) — лишение свободы на срок до пяти лет". Если изнасилование имело своим последствием самоубийство потерпевшего лица или было совершено над лицом, не достигшим половой зрелости, или хотя бы и достигшим таковой, но несколькими лицами, лишение свободы на срок до восьми лет. А Стрельцову дали 12 лет, больше, чем за растление, за которое по действующему в 50-е годы законодательству давали 10 лет. Почему Стрельцов? Да потому что он для тогдашней советской власти не играл существенной роли. В советском спорте 50-х героями были не футболисты. Это чемпион мира лыжник Владимир Кузин, конькобежцы Олег Гончаренко и Борис Шилков. В статьях ко Дню физкультурника в перечислении наиболее знаменитых имен называли гимнастов Валерия Муратова и Виктора Чукарина, легкоатлетов Галину Зыбину и Нину Откаленко, Владимира Куца, установившего мировой рекорд в беге на 5000 метров. Футболистов среди спортивных героев тех лет не было. Любовь народная, она же популярность, значила не так много по сравнению с государственной необходимостью. Эту государственную необходимость в победах и обеспечивали Гончаренко, Куц, Муратов и другие перечисленные чемпионы, демонстрировавшие своими золотыми медалями преимущество советского строя перед буржуазным. Стрельцов же в сухом остатке не имел отношения даже к финальной победе на Олимпиаде, а других международных побед у него не было. Зато народная популярность позволяла на его примере показать волю генсека, поэтому волюнтарист по жизни Хрущев и отдал приказ генеральному прокурору СССР Роману Руденко: "Посадить подлеца надолго".