«Смех действительно освобождает». В «Студии театрального искусства» премьера — спектакль «Старуха»
Премьера в «Студии театрального искусства» (СТИ) — спектакль «Старуха» по мотивам повести Даниила Хармса. Это первая комедия в репертуаре театра и очень необычный спектакль для худрука СТИ Сергея Женовача. Короткая повесть Хармса написана в 1939 году. В комнате главного героя, живущего в коммунальной квартире, внезапно появляется мертвая старуха — такой собирательный образ всего, что мешает жить. В исходном тексте всего три героя: старуха, он и она, а на сцене сразу 20 актеров. Сергей Женовач и последний выпуск его актерской мастерской решили поиграть в абсурд: одну роль играют восьмером. Режиссер, впрочем, не считает получившийся спектакль комедией в чистом виде. — За внешним балагурством, шутливостью, абсурдностью сквозит очень глубокая мысль, я бы сказал, даже трагическая и драматическая. — Как дошли до этого интересного хода — восьмиличия героя и героини? — Это подсказал сам Хармс, потому что у него есть герои и его мысли. У нас главный пространственный идеолог — это великий Александр Боровский. Возникла идея у него, что будет множительная история. Если выходит один человек и одна старуха, получается некая личная история. Здесь же возникает система абсурда, система невероятности, когда все увеличивается через увеличительное стекло: эмоции, чувства, интонации, настроения. Прелесть поиска, что ты не рассуждаешь, не сидишь за столом литературой занимаешься, а начинаешь пробовать с ребятами. Главное, вовремя остановиться в этом поиске. Потом вдруг возникает мысль, что здесь не может быть семь ребят и одна девушка, тогда возникли девчонки, потом возникает, что девчонки — это старухи, потому что одна старуха не становится героем. И так постепенно через этюды, пробы можно это сочинять. Молодые актеры, играющие в спектакле, шутят: «Старуха», несмотря на то, что в группе риска, успешно пережила карантин. Спектакль, который должны были впервые сыграть еще весной, получился озорным — смех раздавался в зале с интервалом в пару минут — и крайне травмоопасным. У тех, кому досталась роль Старухи, много акробатических элементов: то из окна выпадают, то прячутся в чемодан. В коронавирусных обстоятельствах на сцене СТИ текст Хармса сильно трансформировался, считает театральный критик Ольга Егошина. Ольга Егошина театральный критик «Абсолютная фантастика: к человеку приходит старуха, умирает, ползает у него по комнате, отравляет ему жизнь, деваться с трупом некуда. Всё вот это вдруг стало обстоятельствами жизни. Мы все сейчас немножко в ситуации, когда в любую секунду к тебе придет такая старуха — ковид, и ты окажешься запертым в собственной квартире, никого нельзя пускать. Вот он познакомился с женщиной, ему хочется пригласить ее к себе. Старуха — обстоятельство жизни, от тебя не зависящее. С другой стороны, текст Хармса вдруг стал не только очень бытовым, но фантастически смешным и очень вызывающим. Представить себе, что сейчас кто-нибудь всерьез обратится к миру с вопросом: что хуже, покойники или дети, довольно трудно. Гуттаперчевые ребята играют легко, отважно, радостно. И если театры все-таки не уйдут снова на карантин, всем советую идти и понять, что в любых ужасных обстоятельствах жизни на них можно смотреть и смеяться. Все-таки смех действительно освобождает». В следующий раз «Старуху» сыграют 6 и 11 октября. На эти показы билетов нет, а вот на 20-е осталось еще несколько по цене от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей.