В Нижнем сохранили ограничения для театральных спектаклей
Руководители частных театров на прошлой неделе опубликовали открытое письмо губернатору Нижегородской области, в котором обращается внимание на трагическое положение, в котором оказались негосударственные театральные коллективы и частные театральные площадки из-за ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса. Государственные и муниципальные театры тоже живут под теми же ограничениями. Логика введения запрета на массовые мероприятия в условиях пандемии понятна. Но она отсутствует в формировании перечня запретов. Если опасно скопление людей в зрительном зале, где они затаив дыхание следят за происходящим на сцене, то как отнестись с маршруткам, в которых в час пик люди едут в гораздо большей тесноте, зачастую не пользуясь масками? Рестораторы Нижнего Новгорода добились разрешения возобновить работу, потому что, мол, в этой отрасли занято много людей и нельзя оставлять их без источника доходов. Более того, многие рестораторы получили поддержку, которую власти оказали им как субъектам малого бизнеса. А опасность совместного приема пищи посетителями ресторанов и кафе в этих обстоятельствах сочли не слишком страшной. Почему же спектакли до сих пор под запретом? Может быть, потому, что это не такая важная для региона отрасль экономики? И спектакли дают работу не такому большому количеству людей, чтобы в региональном правительстве об этом беспокоились? Да, работники государственных и муниципальных театров получают зарплату и средства на оплату коммунальных услуг. Но в Нижнем Новгороде помимо них есть еще не менее двух десятков негосударственных театральных коллективов. Часть из них имеет свои площадки (как, например, «Театр на Счастливой», который арендует здание на Автозаводе с залом на 120 посадочных мест. Другие пользуются для показа спектаклей площадками домов культуры или иных арт-пространств (вроде «Рекорда» или «Маяковки, 10». Частные театры живут с продажи билетов на свои спектакли, и на них запрет на работу сказывается так же разрушительно, как и на ресторанах и кафе. Только в отличие от предприятий общепита театры – не малый бизнес, и нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий не отстаивает их интересы перед региональным правительством. А в отсутствие авторитетных заступников власти, видимо, и не ощущают существование проблемы. Нижний не очень театральный город, хотя театральные традиции у нас богатые. В нашем городе родился и окончил театральное училище великий советский актер Евгений Евстигнеев. В нашем городе жил и работал в драмтеатре замечательный актер Вацлав Дворжецкий. При режиссере Борисе Наравцевиче слава Горьковского ТЮЗа гремела по всей стране. Список нижегородцев, оставивших след в истории театра, можно продолжить… Можно перечислить заслуги ведущих театров нашего города – академического театра драмы им. М. Горького, академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, академического театра кукол. Но и негосударственные театры важны для полноценной жизни культурной среды Нижнего Новгорода. По словам Дмитрия Сухотерина, руководителя творческого объединения «Нетеатр», по самой минимальной оценке, аудитория драматических спектаклей в мегаполисе составляет не менее 1% населения (а в городах с насыщенной культурной жизнью – в несколько раз больше). Для Нижнего с его 1,2 миллиона населения это соответствует общей вместительности театральных залов в 12 тысяч мест, а в «больших» театрах города (академическом театре драмы и театре «Комедiя») – в несколько раз меньше. ТЮЗ ставит немного взрослых спектаклей, поэтому его вместимость следует учитывать с понижающим коэффициентом. Опера, балет, музыкальные спектакли – это другие жанры, и у них своя аудитория, только отчасти пересекающаяся с аудиторией драматических спектаклей. Но частные театры выполняют не только функцию «удовлетворения спроса» на театральные зрелища. Они важная часть культурного процесса в Нижнем Новгороде. «Большие» театры редко экспериментируют с репертуаром, предпочитая классику или современные «беспроигрышные пьесы». Театральные эксперименты для них – редчайшая редкость. А это то, что и отличает театральные столицы от театральной провинции. Кроме того, существует специфика малой сцены, когда актеры играют буквально на расстоянии протянутой руки от зрителя. Это дает совершено другое восприятие. И, например, ТЮЗ, имея малую сцену, периодически ставит спектакли для нее, которые пользуются большой популярностью. Наконец, малые театры активно представляют Нижний Новгород на театральных фестивалях. – Мы за свой счет ездим на фестивали, представляем Нижний Новгород и в России, и за рубежом, – рассказывает Дмитрий Сухотерин. – Последний раз мы были в Белгороде. Раньше участвовали в фестивалях в Литве, Белоруссии, Рязани, Самаре, в фестивале под Питером. Причем мы представляем город не только на российском, но и на международном уровне. И если мы едем на российский фестиваль, то стараемся выбирать фестивали, в которых участвуют и зарубежные театры, например русскоязычные театры из Германии. Как оказалось, из запрета на работу театров есть и исключения. 23 и 24 сентября в рамках культурной программы конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в театре драмы прошли концерты международного фестиваля искусств «Стрелка». Правда, билеты на них были распределены между участниками ЦИПР. Может быть, с расчетом, что если они и заразятся, то уедут после завершения конференции? А ранее, 15 сентября, в том же театре драмы прошли съемки кинофильма «Пара из будущего», организованные студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Это разрешение нарушить запрет «только для своих» или предвестник снятия ограничений для всех?