«Ундина»: романтизм XIX века в современном Берлине

Девушка по имени Ундина, историк по образованию, работает экскурсоводом в департаменте городского развития: рассказывает об истории застройки Берлина. У Ундины печально-загадочные и порой лукавые зеленые глаза и собранные на затылке кудрявые рыжие волосы. В кафе напротив музея Ундину, найдя другую, буднично бросает бойфренд. «Ты не можешь уйти. Если ты меня бросишь, я тебя убью». Но в тот же день Ундина не убивает, а спасает – правда, уже другого, незнакомого молодого мужчину по имени Кристоф: в том самом кафе вдруг падает и разбивается аквариум. В грудь Ундины впиваются осколки стекла, но эти льдинки не превращают ее в бессердечную жертву Снежной королевы, а, напротив, наполняют истинной любовью к тому, кто их осторожно вынимает. Кто кого спасает – еще вопрос. На полу оказываются не только аквариумные рыбки, но и керамическая фигурка водолаза – а ведь именно промышленным дайвером Кристоф и работает. С этого момента Ундина и Кристоф будут вместе, но у настоящих сказок редко бывает счастливый финал. Впрочем, с этой сказкой, как сразу же становится понятно, не все так просто. «Ундину» Кристиана Петцольда, одного из лидеров кинонаправления под названием «берлинская школа», можно сейчас посмотреть в российских кинотеатрах, и это едва ли не самый волшебный во всех смыслах фильм года. На «Берлинале», кстати, он удостоился критического приза «ФИПРЕССИ» и награды за лучшую женскую роль (Паула Бер из фестивальных хитов «Франц» и «Работа без авторства»). Бер вместе с исполнителем роли Кристофа Францем Роговски снималась и в предыдущем фильме Кристиана Петцольда «Транзит», и их безупречная сыгранность и актерская созвучность очевидны с первых совместных кадров. «Просто представь, что мы знаем»: во что превратилась современная журналистика Петцольд в «Ундине» соединяет некоторую холодность и рациональность «берлинской школы», изучающей человека и действительность пристально, но отстраненно, с горячностью и страстностью романтизма XIX века. Режиссер, конечно, отталкивается от имеющего мифологические корни сюжета повести «Ундина» 1811 года, которую написал Фридрих де Ла Мотт Фуке, и от дальнейших его вариаций («Ундина уходит» Ингеборг Бахман). В не меньшей степени картина взаимодействует и полемизирует и с «Русалочкой» Ганса Христиана Андерсена. Петцольд постепенно и ненавязчиво вплетает фантастические элементы в повествование, и вот уже обычная вроде бы современная девушка становится подозрительно похожа на русалку, которая плавает на глубине без кислородного баллона и общается с гигантским сомом. Или все это привиделось, приснилось Кристофу? Зрителей эта кинематографическая магия, уютно укутывающая водорослями и мягко качающая на волнах, уж точно погружает в грезу. Картина Петцольда, вероятно, способна смягчить сердца даже самых отъявленных циников своей изысканной поэтичностью и правдой чувств. Но «Ундина» Петцольда – все-таки произведение XXI, а не XIX века, и говорит оно о наших современниках. Недавно по Сети гуляли мемы о диснеевских героинях на приеме у психотерапевта. Разумеется, ни у одной из них не было здоровых отношений с окружающим миром и с мужчинами (и на этих мультфильмах выросло не одно поколение!). Одним из самых вопиющих примеров была Русалочка – это, впрочем, и так давно понятно. Отдать свой чудесный голос и отказаться от своей истинной природы ради отношений с принцем – весьма сомнительное решение. Кристиан Петцольд инвертирует этот сюжет (после «Довода» Нолана грех лишний раз не употребить этот термин). Его Ундина открывает для себя свою настоящую природу – абсолютно свободную, одновременно беспощадную и великодушную, – только по-настоящему полюбив. В ее отказе от прежнего существования – обретение жизни единственно для нее верной, естественной. В конце концов это история еще и о том, как не присваивать себе чужую жизнь, даже если очень хочется. О том, как секундная мысленная измена может разрушить все. И о том, как жесток большой город, сколь бы он ни был прекрасен, – можно бесследно исчезнуть, не оставив о себе воспоминаний почти ни у кого. То ли дело подводные миры.