MONTECCHI VS OPERA
Идея реализовать постановку оперы "Капулети и Монтекки" Беллини родилась в стенах ГИТИСа, где студентка мастерской Георгия Георгиевича Исаакяна Елизавета Корнеева делала опыты режиссуры фрагментов беллиниевского шедевра. Недавно ушедший из жизни оперный и театральный критик Андрей Хрипин, преподававший в ГИТИСе, горячо поддержал начинание и своей помощью дал ему возможность увидеться с публикой. Затем в феврале 2020 года на сцене Театрального зала Московского международного Дома музыки состоялась большая премьера проекта. И вот, MONTECCHI VS OPERA - дебютант фестиваля "Видеть музыку" в офф-программе. Благодарные "монтекки", как теперь называют всех сподвижников Елизаветы Корнеевой в московских кулуарах, посвятили свое выступление на фестивале памяти Андрея Хрипина, пригласив на спектакль маму Андрея. Даяна Гофман согласилась с оркестром "Новая Москва", который она возглавляет, принять участие в проекте. По словам дирижера, ей очень понравился смелый выбор режиссера Лизы. Препятствием к постановке опер Беллини в России во многом является итальянский стиль бельканто. Нужны хорошие голоса, владеющие итальянской техникой звуковедения. Принцип такой - или хорошо, или не браться вовсе. Если "Норму" Беллини со скрипом еще ставят (у всех на слуху безупречное исполнение Марии Каллас) в надежде, что любовь публики к знаменитой арии "Casta Diva" завуалирует слабость исполнения, то "Капулети и Монтекки", как выяснилось, отсутствует на российской сцене. Елизавета Корнеева, режиссёр. Фото: Елена Алексеева Так вот, ни оперный режиссер Елизавета Корнеева, равно, как и дирижер Даяна Гофман не побоялись принять такой серьезный вызов, внушая уверенность исполнителям, вокалистам и оркестрантам. Формулировка "Независимый театральный проект MONTECCHI VS OPERA" подогревала любопытство, обещая, возможно, сценическую оригинальность и свежесть режиссерского взгляда. Тем не менее, рассчитывать на необходимое качество музыкальной стороны не приходилось. Пишущей эти строки посчастливилось присутствовать на спектакле "Капулети и Монтекки" лондонского королевского театра Covent-Garden под управлением Марка Элдера с Элиной Гаранча (Ромео) и Анной Нетребко (Джульетта). Что приятно и удивительно, на деле музыкальная сторона представленного фестивалю проекта MONTECCHI VS OPERA оказалась очень достойной. И это заслуга, несомненно, музыкального руководителя Даяны Гофман. Большинство исполнителей на сцене - молодые музыканты, а то и недавние студенты. Но от всеобщего осознания трудности поставленной задачи все были очень добросовестны, аккуратны, сосредоточены и в результате оказались близки к нужному музыкально-стилевому эффекту. Оркестр сидел прямо на сцене, являясь частью сценографии. Это было дополнительной трудностью для контакта дирижера и вокалистов. Ни одного случая или даже намека на расхождение кого-то с кем-то не произошло. Вокалисты-солисты проявили должное мастерство и актерские навыки. Ромео (Екатерина Лукаш) был харизматичен, Джульетта (Валерия Бушуева) - нежно-мятущейся. Интонационно чисто были исполнены каденции в дуэтах двумя солистками. Эпизод финала первого действия, поющийся всеми солистами без поддержки оркестра, прозвучал уверенно стройно. Ребята не разочаровали. Фото: Елена Алексеева Выбор эпохи режиссером Елизаветой Корнеевой отсылал к нашим дням, точнее напоминал времена противостояния двух группировок, их стычки и драки в знаменитом фильме "Вестсайдская история" на музыку Леонарда Бернстайна: сторонники Капулети в кожаных куртках, их противники Монтекки в пиджаках. Единственной декорацией была ванна на колесиках, обозначающая саркофаг, могилу, склеп, символизирующая страдания Джульетты и позже всех участников трагедии. Периодически на сцене присутствовали три молчаливых персонажа-женщины. Одна шила на швейной машинке свадебный наряд Джульетты, а может быть кроила судьбу героев. Вторая лопатой толкла и поднимала как бы землю для могилы. Третья в белом халате с колбами и пробирками, подбирала яды. Рассуждай, зритель, о многом. Все действующие лица спектакля обживали не только сцену, но и пространство зала Театра им. Сац, где шло представление. Вокруг зрителей в разных направлениях двигались мужской и женский хоры-массовки в масках. Идея масок, уместных и для маскарада в доме Капулети, и для вирусной инфекции, и для эффекта иммерсивности в происходящем обыгрывалась разными способами. Динамичное сценическое использование массовки в хоровых эпизодах привносило кинематографичность развития драматургии спектакля. Коллектив Эльмиры Дадашевой вокальный ансамбль "Arielle" привела на проект сама Даяна Гофман на правах бывшей консерваторской однокурсницы Эльмиры. Облики исполнительниц Ромео и Джульетты, высокой блондинки Екатерины Лукаш и Валерии Бушуевой с длинными черными локонами чем-то неуловимым напомнили исполнителей главных ролей в знаменитом фильме Франко Дзефирелли "Ромео и Джульетта" 1968 года. К слову сказать, Лера-Джульетта вышла на сцену, точнее ее вывезли в ванной, с поврежденной ногой. Это стало понятно почти к концу спектакля, так ловко управлялась исполнительница со своим временным недугом. Изначальные задумки режиссера, мизансцены с ванной-могилой, долго скрывали неприятный конфуз. Фото: Елена Алексеева Проект Елизаветы Корнеевой и всей ее команды произвел очень цельное впечатление, сильное по наполненности переживаний и гамоничного соотнесения беллиниевской музыки к режиссерскому воплощению. Офф-программа и весь фестиваль "Видеть музыку" проходит при финансовой поддержке Министерства культуры РФ с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.