Войти в почту

Башня Антонеллиана – звезда большого кино

В центре столицы итальянского Пьемонта – Турине - находится уникальное сооружение - Моле Антонеллиана. Возведенная в XIX веке архитектором Алессандро Антонелли, она, подобно Эйфелевой башне в Париже, стала символом города, в котором была построена. В 1863 году еврейская община Турина заказала молодому, но очень талантливому и весьма своеобразному архитектору Алессандро Антонелли строительство синагоги. Да не простой, а главной в стране: ведь в 1863-м Турин был столицей не только Пьемонта, но и всей Италии. К тому времени за спиной у Антонелли была пара досадных фиаско: на двух церквях, которые он построил в своей родной Новаре, не были установлены купола. На одной — из-за неправильных инженерных расчетов, на другой - из-за превышенной стоимости строительства. Но была у Алессандро и крупная удача: построенная 120-метровая базилика Сан-Гауденцио. Антонелли обещал общине уложиться в рекордно короткие сроки и скромные 280 тысяч лир, что привело диаспору в восторг. Однако прошло тринадцать лет, Антонелли неизменно бодро рапортовал заказчикам, что расходы на проект превысили 620 тысяч лир, а высоту будущего здания необходимо увеличить с 66 метров до 167 метров. Осознав наконец безнадежность происходящего, еврейская община отказалась продолжать спонсирование стройки и продала проект муниципалитету. Городские власти подсчитали, что снос возведенного обойдется дороже дальнейшего строительства, поэтому Антонелли неторопливо продолжил работу. Когда Алессандро умер, его дело продолжил сын, и он-то через год – в 1889 году – наконец построил башню. Если изучать Моле Антонелиана по фрагментам, станет понятно, что это апофеоз эклектики, хотя в целом здание выглядит удивительно гармонично. С инженерной точки зрения, башня была далека от совершенства и с трудом выдерживала собственный вес. Она стала рушиться еще при жизни Антонелли: в 1887 году ливень смыл с вершины здания четырехметрового ангела. В 1930-е кирпичные стены здания пришлось укреплять железобетонными конструкциями, а в 1953-м ураган обвалил 47-метровый шпиль башни. Внутри башня полая. Прямо в центре здания установлен лифт с прозрачной кабиной, на нем можно подняться на неимоверную высоту ради великолепного вида на Турин, Пьемонт и Альпы. Своей непрочностью Моле Антоннелиана отпугивала инвесторов, и, тем не менее, в 1999 году здесь решено было устроить музей кино. И это не случайно: именно в Турине впервые в Италии начали производить кинопленку, а в 1906 году здесь открылась первая в стране киностудия Itala Film. Она просуществовала до 1914 года — но этого оказалось достаточно, чтобы сегодня считать Турин колыбелью итальянского кинематографа. Более того: как русские пейзажисты XIX века во главе с Левитаном мчались в Плес, чтобы поймать там особый голубой цвет воздуха, так и итальянские кинематографисты в наши дни нередко назначают съемки в Турине, для которого, по их мнению, характерно уникальное дневное освещение. Словом, лучший в Италии музей кино должен был появиться именно в Турине. В качестве экспозиции использовали частную коллекцию любительницы кино Марии Адрианы Проло: много лет она собирала все, что имело отношение к съемкам фильмов – пленку, реквизит, рекламные плакаты, фотографии с кадрами из фильмов. Свои трофеи Мария Проло добывала ценой немыслимых усилий и за свою страсть получила прозвище «Синьорина кино». Увы, до открытия музея она не дожила… Если изъясняться сухим языком цифр, то в коллекции музея находится 300000 кинопостеров - среди них подлинник плаката, выпущенный к премьере «Прибытия поезда» братьев Люмьер, 200 антикварных аппаратов – «предков» современных кинокамер и кинопроекторов, 140000 фотографий. В музейной фильмотеке – 7000 фильмов, а в библиотеке – 20000 книг о кино. Среди особо ценного реквизита стоит отметить туфли Мэрилин Монро, котелок Чарли Чаплина, перчатки Ингрид Бергман, в которых она снималась в «Касабланке», одеяние, в котором Питер О’Тул играл Лоуренса Аравийского… Сегодня Туринский музей кино входит в двадцатку самых посещаемых в Италии — то есть, стоит в одном ряду с музеями Ватикана и палаццо Барберини, галереей Уффици и венецианской Академией. Музей продает почти полмиллиона билетов в год и изображен на одном из вариантов монеты номиналом в один евро. В двух шагах от Моле Антонеллиана находится кинотеатр «Массимо», который считается «приложением» к размещающемуся в ней музею: здесь показывают шедевры из музейной коллекции. Фото: Pinterest.com