Фильм "Стрельцов". Понять и простить?
Bobscoccer.ru предлагает обсудить самую громкую премьеру 2020-го года. Настороженно воспринимаю экранизации о личностях и спортивных событиях. Не потому, что сомневаюсь в художественном решении, нет - просто жизнь настолько более многогранна, что любая гениальная фантазия меркнет по сравнению с реалиями. Правильно говорят, что самым ярким шедевром в истории мирового кинематографа был бы онлайн сериал о жизни простого человека, с его появления на свет до ухода в мир иной. Но это невозможно. Поэтому мы и ходим в кино. Историю Стрельцова не стоило выдумывать и домысливать, его биография - это и драма, и детектив, и хоррор. Безусловно, режиссеры и сценаристы имеют право на собственное мнение, однако Стрельцов пережил гораздо более тяжелые испытания, и трагедию человека, побывшего на гребне волны, ставшего олимпийским чемпионом, осужденного за преступление и отлученного от профессии после отбытия наказания, можно было изучить глубже. Тонкости судебного производства (о них позже), нюансы пребывания в тюрьме, столкновение характеров до и после отсидки - вот о чем можно было снять кино. Футбол в подлинной истории Стрельцова занимает важное, но не ключевое место. Я еще вернусь к трагедии гения, а пока подчеркну: Стрельцов - это про систему, человеческие слабости и дар Божий. В назидание подрастающему поколению. При этом меня (в отличие от "Легенды номер 17") не возмутили авторские режиссерские решения, начиная от абсолютной несхожести внешности актера с реальным персонажем и заканчивая рядом небылиц. Да, Александр Петров совсем не Стрельцов - ни по телосложению, ни, по отзывам, по характеру. Петров вообще абсолютно одинаков во всех своих работах: «Лед», «Гоголь», «Прибытие», «Стрельцов» - одни и те же ужимки и шутки. Но здесь это не мешает: Петров обаятелен и светел, на него реально приятно смотреть даже тогда, когда он играет реальную чушь, как в случае со сценой в Лужниках. (Кстати, респект режиссерской группе во главе с сыном Алексея Учителя - крышу на стадионе имени В.И.Ленина грамотно «демонтировали»). Повторюсь, художественный вымысел в случае с кочаном капусты, выходом Стрельцова на поле в матче СССР-Бразилия не коробит, а, на мой взгляд, усиливает восприятие картины. Это кино не про футбол, хотя операторская работа в игровых сценах понравилась: финты, игра пяткой (это действительно по Стрельцову - так он отдал голевую передачу в финале Кубка СССР на Юрия Савченко в матче с «Пахтакором»), голы в товарищеском поединке между командами завода «Фрезер» и «Торпедо» (тоже реальная история). Пролет мяча в Мельбурне во встрече с болгарами? На любителя (меня не задело), но в целом имеет место быть. Кстати, это был полуфинал, а не решающий матч Олимпиады: в финале с Югославией Стрельцов не играл по решению Гавриила Качалина, решающий мяч забил Анатолий Ильин. История же о золотой медали, которую Симонян был готов отдать Стрельцову, достойна отдельной экранизации. В целом же я получил положительные эмоции. На мой взгляд, такое кино (при всей его неоднозначности) необходимо - как для воспитания молодого поколения, так и в качестве безмолвного укора тем, кто развалил великий клуб Стрельцова, Воронина и Иванова. И в заключение о реальной истории Эдуарда Анатольевича. То, что произошло на подмосковной даче 25-го мая 1958-го года, навсегда останется тайной. Реальный Стрельцов, в отличие от персонажа Петрова, не был ангелом и образцовым семьянином, и добровольное признание вины на суде доказывает, что нарушение закона в той или иной степени имело место. А вот почему Стрельцов был осужден при наличии отказа от претензий со стороны потерпевшей (тоже далеко не самой целомудренной девушкой) - очень важный вопрос. Известно, что на смертном одре Эдуард Анатольевич прошептал своей второй супруге: «Я не должен был сидеть» - и не верить всеми забытому, умирающему человеку нет оснований. Я, подробно изучив эту историю по архивным документам, разговорам с современниками, книгам и воспоминаниям, прихожу к выводу, что срок светил другому человеку, так же бывшему в тот роковой вечер в Подмосковье, но покинувшему дачу задолго до всеобщего пробуждения. Но там все смешалось воедино: образ молодого футболиста, созданного в газете «Советский Спорт», сформировавшееся общественное мнение, позиция первых лиц государства и Генпрокуратуры. Вам это ничего не напоминает? Вот и я о том - история Кокорина и Мамаева не очень сильно отличается от трагедии Стрельцова. В довершении отмечу, что в 90-х годах была создана специальная комиссия по реабилитации Эдуарда Стрельцова, но возглавлявшему ее чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову добиться своей цели не удалось: уголовное дело великого футболиста оказалось уничтожено (!?), поэтому реабилитировать Стрельцова и снять с него судимость юридически невозможно. Не просто так. Правда гораздо суровее и жестче кино. Фильм «Стрельцов» - лишь яркая, качественно сделанная вывеска, заставляющая вспомнить, поаплодировать, прослезиться. А так же задуматься и капнуть глубже. Понять и простить. Кадр из фильма "Стрельцов"