Игры и искусство. Удачная коллаборация? Или разовая акция?
Сравнительно недавно БДТ (Большой Драматический театр в Санкт-Петербурге) показал интересный выход из кризисной ситуации. Коронавирус, отсутствие зрителей, простой оборудования и актёров. И вот, премьера "Вишнёвый сад" в игре "Minecraft". Наша редакция хотела понять, стоили ли затраченные усилия и новое "поле" для работы того, чтобы давать спектакли в игре? А сколько это стоит денег? Есть ли возможность попробовать это в других играх? Так как у нас нет должного образования, мы обратились к заместителю руководителя по Художественно-постановочной части в Александринском театре (новая сцена) Олегу Владимировичу Боброву и попросили дать развёрнутый ответ, на наши вопросы и следующие абзацы будут идти от его лица. 2020 год. Коронавирус. Все сидят по домам, выходят на улицу только по работе или за продуктами, некоторые безумцы решают пожарить шашлыки на природе, но речь в этой статье пойдёт точно не о последних. Но всё же шашлыки это повод вырваться из этого заточения и развлечь себя, да и понятно, что эти люди занимались бы тем же самым и в обыкновенное время без всякого вируса. Что же делать тем, кто провёл бы это время в театральном зале? Ворваться просто так в зал нельзя, да и играть там будет некому. Тут на спасение зрителю пришёл относительно новый жанр «Онлайн – театр». Виртуальный театр Давайте для начала разберемся, можно ли такой формат назвать новым. Все, наверное, помнят или на собственном опыте или хотя бы из мемов, что в 90-е по телевизору бесконечно показывали «Лебединое озеро». Но и это было далеко не новинкой, ещё в начале 20го века на плёнку были запечатлены такие спектакли как «Ревизор» и «Псковитянка» (известная партия Ф.И. Шаляпина дошла до нас именно в этой записи). А в 40-50-е годы прошлого века такой формат был вообще очень популярен из-за нехватки игрового кино. Но вернёмся в наше время. Сейчас довольно сложно завлечь искушенного зрителя даже в классический театр, а тут предлагают ещё и через экран смотреть на действующих онлайн артистов. Тут возникает несколько вопросов: как зрителю, сидящему дома дать ощущение того «живого» артиста, а не просто ощущение записанного на плёнку «кино» и как удержать внимание зрителя у экрана? И тут мы и встречаемся с важным новым понятием «интерактивного-виртуального театра». Конечно же нельзя сказать, что это явление тоже стало новым для театра, но в период пандемии оно стало максимально актуальным. Может быть - это и тупиковая ветвь развития, но она есть и будет развиваться параллельно с классической формой театра с его сценой и кулисами. Давайте же попробуем разобраться, какие особенности и трудности могут ждать творцов театра в виртуальном мире. Конечно, стоит начать с пространства. Ведь спектакль, даже виртуальный, нужно где-то играть. В нашем случае вариантов несколько либо в реальном пространстве и создавать трансляцию, либо создать виртуальное пространство и обыграть сюжет в нём. На мой взгляд, наиболее интересным для рассмотрения является именно виртуальный театр. Здесь можно и создать мир, в котором будут существовать артисты и просто создать театр и сыграть в нём настоящий спектакль. Так, например, был создан спектакль театра БДТ - «Вишнёвый сад». В этом проекте было полностью воссоздано здание театра и декорации в нём, а артисты «играли» спектакль «играя» за персонажей игры. Как подготовить онлайн - спектакль в игре? Но так ли всё просто? В первую очередь театр это структура, развивающаяся сотни лет в привычной для себя колее: эскиз – чертежи – декорации – репетиции. А что делать, если чертить и собирать нечего? Кому заниматься виртуальным строительством? Есть ли такие специалисты в театрах? Конечно же пока нет. Поэтому на данный момент этими вопросами занимаются те кто уже профессионал в виртуальном мире – игроки и конечно же IT специалисты. Поэтому тут театр столкнулся с необходимостью в работе со сторонними людьми. За театром оставалась необходимость свести артистов, режиссеров, художников и программистов и получить достойный продукт. Но главное, что принцип действия остался прежним: Художник придумывает эскиз, строители строят здание и декорации, режиссёр с артистами уже «обживают» новое пространство. Непривычно, но похоже на реальность. Конечно, немало важна и стоимость таких проектов. Несомненно, производство реальных декораций обходится в большую сумму денег. Но в реальности на сцене множество дорогих металлических конструкций и прекрасных костюмов. А тут пиксели и килобайты. Но всем мы прекрасно знаем, что за технологии нужно платить, поэтому такие проекты могут стоить и как настоящий спектакль, ведь для проработки пространства может понадобиться целая студия художников. Сейчас, пока это лишь теория, поэтому точно определить стоимость практически невозможно. На данный момент такие проекты можно сравнить с созданием рекламных роликов с использованием графики, так что я могу оценить стоимость такого проекта созданного на игровом движке в 2-3 миллиона рублей. Естественно всё зависит от проработки, качества и масштаба проекта. Важно отметить и трудовые затраты на такие проекты. Лично мне важна работа постановочной бригады. Вероятно, что если этот формат будет актуальным в будущем, но в театрах появятся отдельные специалисты, отвечающие за подобные спектакли. И тогда разработка, и подготовка будет в потоке и будет полноценным, как говорят в театре «выпуском». Но важнее отметить нагрузку на артистов. Общаясь с артистами, которые сами принимали участие в таких проектах, я сделал вывод, что нагрузка на артиста ложится не меньшая, чем, когда артист играет на реального зрителя, скорее даже наоборот. Актёр на сцене получает контакт со зрителем, что его подпитывает и помогает сыграть нужную эмоцию, тут же ты сидишь перед монитором и играешь просто по сценарию. Опять же очень важен язык тела, ведь артист не просто разговаривает - он жестикулирует, танцует, а как это показать в виртуальном мире? Если даже представить графику уровня голливудских блокбастеров, невозможно передать движение, так как это может передать настоящее человеческое тело, во всяком случае, в реальном времени - пока, это не возможно. Туда же можно отнести и вопрос передвижения в пространстве, артист репетирую проходит точки, на уровне своего тела проходит сцену и запоминает как и куда он перемещается, здесь же в его распоряжении джойстик или клавиатура, то есть запоминать всё приходится исключительного глазами. А какой бред увидят зрители, если всё будет работать не по чёткой схеме? А ведь в этот момент артисту ещё и про текст нужно не забывать и не просто его читать, а передать мысль и эмоцию! Интервью с актёром Мне посчастливилось поговорить с артистом Александринского театра Дмитрием Бутеевым и он поделился своими мыслями о сложностях интерактивного театра: Какие трудности в первую очередь встречаются при работе онлайн? Основные трудности связаны с тем, что Театр, на мой взгляд, пока не очень готов к выходу онлайн. Технически и идейно. Кроме онлайн показов спектаклей, трансляций, я не видел чего либо принципиального нового или цельного - всё это робкие попытки. Да и театральные режиссеры, по-моему, пока не очень охотно лезут в эту сферу. Им скорей после пандемии хочется вернуться в родные театральные коробки, тогда как интернет-пространство требует от них мобильности, изобретательности и поворотливости, если так можно выразиться. Мне кажется, что если театр отнесется к этому вызову серьезно, то в свое время появится что-то новое, некий новый театральный формат. Как с развитием кино и телевидения появился формат телеспектаклей. Я думаю, что и сейчас есть над чем подумать. Это может быть очень интересно. Есть ли ощущение "игры в игру" при такой работе? "Игра в игру" звучит скорей как название нового жанра в онлайн-театре, название какого-то единого виртуального пространства, на котором встретятся зритель и актер. Как раз здесь и может появиться симбиоз виртуального и интерактивного театра. На данном же этапе артист просто перестал слышать и общаться со зрителем, пропало живое общение, а это мало чем отличается от того, чем мы занимаемся в кино, на съёмках. И театром это трудно назвать. Как Вы считаете, есть ли будущее у такого направления театра? Я думаю, что "театр онлайн" не сможет когда-либо в полной мере выдавить настоящий, живой, "оффлайновый" театр, но то, что на этом "поле", в каждодневном "высиживании" человека в соцсетях, театру есть сейчас что предложить - это однозначно так. Просто пока это не нашлось, этот язык еще не сформировался. Я уверен, со временем театр найдет в интернете своего зрителя и смею предположить, что это может быть весьма популярно. Интерактивный театр или виртуальный театр или их симбиоз? И виртуальный,и интерактивный,и симбиоз и, все что угодно, только чтобы это оставалось театром. Не кино, не видеоблогом, не медиаконтентом, а именно театром. Местом, где останется воздух для человека с его мыслями, чувствами, воображением. Сейчас об этом трудно говорить, всё ещё впереди, я думаю. Артист в виртуальном театре, сможет ли любой артист работать в таком формате или всё же необходимо что-то добавлять в систему образования для артистов для работы в виртуальном пространстве? Мне не кажется, что интернет требует от артистов чего-то такого особенного, чего он не делал до этого. Это такое же общение, диалог, только в другом формате. Перенимать опыт современных блоггеров я не вижу смысла. Скорей Театру и артисту есть что "добавить" в нынешнее интернет - пространство. Театр останется домом, институтом, коим и был всегда, куда приходит зритель, чтобы поговорить о чем-то важном и насущном, только на этот раз этот дом будет виртуальным. Вот и всё А что театру может предложить игровая индустрия в ответ? Конечно, в первую очередь в голову приходят песочницы как тот же Minecraft. Но в данной ситуации игра используется как движок. То есть можно создать театр и в Unreal Engine или Unity и возможно это даст больше гибкости в создании без ограничений правилами самой игры. На мой взгляд в качестве такой платформы может быть практически любая игра с открытым миром. Но тут мы понимаем, что все роллплей сервера это в своём образе и есть театр. Любительский, но театр. Есть ли смысл Театру играть в игры? Конечно есть, потому что зритель в них охотно играет. Есть ли смысл давать поиграть зрителям с профессиональными артистами? Я считаю, что несомненно – да. Артист в этом случае это герой кат сцены или NPS только живой и настоящий с настоящим интеллектом и эмоциями. Театр - это живой организм – искусство, которое не может существовать без контакта со зрителем. Так почему же если мы пьем в онлайн барах, работаем, творим, любим, дружим и занимаемся сексом онлайн, мы не можем пойти в онлайн театр и пообщаться с любимыми артистами хоть и не напрямую, но по - театральному с откликом и живой эмоцией? Подводя итог. Так получилось, что в этот период жизни нашли свой симбиоз 2 вещи, которые я люблю - это игры и театр. Надеюсь, что этот союз будет интересен и не пропадёт в зачатке. Ходите в театр, играйте в игры и главное общайтесь! Спасибо за внимание! Заместитель Художественно-Постановочной части Александринского театра - Бобров Олег Владимирович.