Войти в почту

Иероним Босх: почетный профессор кошмаров

Летом в Москве открылась выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны». Любители искусства обрадовались: появилась возможность увидеть бесценные полотна, собрать которые на одной выставке возможно только после многолетних переговоров. Вон даже Испания и Нидерланды не смогли договориться. На самом деле это распечатанные на принтере репродукции, которые чесом возят по России. Ни о каком профессиональном освещении говорить не приходится - синтетический холст отвратительно бликует под лампочками. Одна из «картин» просто лопнула и повисла на раме, как половая тряпка. Ладно, сделать новую недорого. Забавно, что о подобном шарлатанстве нас предупреждал сам мастер. Картины Иеронима Босха (1450 - 1516) полны тайн. Они не банальное отражение того, что художник видел, а диалог со зрителем. Исследователи спорят о смыслах и алхимических знаках в его работах. А музеи ссорятся из-за искусства пятисотлетней давности. Искусствовед Карел ванн Мандер в 1604 году написал: - Кто расскажет об удивительных и странных мыслях в голове Иеронима Босха? О привидениях и адских чудовищах, которые пугали, а не услаждали зрителя? Голландский живописец творил в одно время с прославленными деятелями Высокого Возрождения. Но его монстрам нет аналогов на полотнах Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Испанский монах и библиотекарь XVIII века Хосе дэ Сигуэнса считал: - Разница между его работами и других художников в том, что другие старались изобразить людей такими, как они выглядят снаружи. Босху хватало мужества изобразить их такими, как они есть изнутри. Мутанты и мистерии Родился Босх около 1450 года в семье живописца Антония ванн Акена. Художниками были его дядя, дед, прадед и даже мать - дочь резчика по дереву. Неудивительно, что он унаследовал семейное дело. Однако работы такого деятельного рода неизвестны. Босха знали по всей Европе. Но он не оставил ни дневников, ни писем, ни пояснений к картинам. Подробности жизни малочисленны. Был женат на дочери богатого купца. Но брак оказался бездетным. Все, чем он владел, Алейта Гойартсван дер Меервене раздала друзьям и ученикам и тихо скончалась три года спустя после смерти мужа. Самая известная работа - триптих «Сад земных наслаждений» - пугала современников. Они решили, что живописец заключил сделку с дьяволом, чтобы воочию узреть ад. Даже на яркой и веселой центральной части изображены оргии и сладострастный разврат. А створка «Музыкальный ад» полна мутантов, пыток и насилия: люди сами вспарывают себе животы, и кровь течет рекой. Известны всего 24 картины Босха, что невероятно мало для творца, всю жизнь проведшего в мастерской. Король Испании Филипп II (1528 - 1598) собрал самую полную коллекцию и, по сути, спрятал картины. Он хотел сдержать адские образы, способные захватить мир. Нельзя было и уничтожить еретические доски - на них явно отпечаталось прикосновение высших сил. Мир открыл Босха заново только в начале ХХ века. «Почетный профессор кошмаров» - таким титулом наградили художника сюрреалисты. Сальвадор Дали учился на полотнах Босха, копируя фантастические существа, и создавал собственных аллегорических уродцев. С 2016 года в родном городе художника проводится парад Босха. С 17 по 20 июня по реке Доммель сплавляются фантасмагорические персонажи. Разбор картины «Извлечение камня глупости» Не будьте Люббертами. Чему нас учит 500-летняя картина. Полотно «Извлечение камня глупости» написано между 1475 и 1480 годами. Но принадлежит ли оно кисти Босха? С одной стороны, высочайшая новаторская техника: тонкие мазки, прозрачное небо. С другой - распространенный сюжет и отсутствие документов, подтверждающих авторство. Искусствоведы договорились, что картина создана в мастерской Босха, но, возможно, работали над ней ученики. В 2016 году из-за этого поссорились музеи Прадо (Испания) и Северного Брабанта (Нидерланды). Земляки художника, готовившие выставку к 500-летию, собирались выставить «Извлечение камня глупости» с припиской: «Голландский художник, последователь Босха». Испанцы были категорически против. И отказались предоставить картину. 1. Картину обрамляют надписи. Сверху: Meestersnijtdiekeyeras («Доктор, скорее камень извлеки»). Снизу: Mynenameeslubbertdas («Меня зовут Любберт»). «У него в голове камень», - говорили в средневековье о глупом человеке. Шарлатаны на деревенских ярмарках облапошивали доверчивых пациентов. Сделав надрез, они подкладывали в руку камень, который и предъявляли клиенту. Такой фокус и сегодня популярен у филиппинских хилеров. Но кто согласится на такую операцию? Только Любберт - коллега русского Ивана-дурака. 2. Форма картины называется «тондо» (сокращение от итальянского rotondo - круг). Босх часто использовал этот формат, чтобы подчеркнуть, что в картине заключен весь мир. Он рисует не частный случай, а аллегорию. 3. Вещи не на своем месте или используются не по назначению. Перевернутая воронка вместо шляпы - символ ложной мудрости. Шарлатан не может наполнить голову чем-то полезным. Книга на голове монахини - пустое знание, которое для вида хранится снаружи. 4. Кувшинчик на поясе - знак корыстолюбия. Сколько ни наполняй его, все мало. Кинжал, который проткнул кошель простака, подтверждает, что все это - афера. Да и кошелек монахини, которым нам буквально тыкают в глаза, вопиет, что каждый здесь блюдет свою выгоду. 5. Монах-пьяница. Вино использовали как болеутоляющее. Возможно, даже опоили простофилю, чтобы он согласился на операцию. Да и сам монах, понимая, что участвует в разводке, глушит совесть алкоголем. Босх открыто критиковал представителей церкви, которые пользовались неграмотностью паствы, да и сами были малообразованны. 6. Город на горизонте. Очертаниями напоминает родной Хертогенбосе художника (Герцогский лес). По-простому - «Лес», по-нидерландски - Босх! Иеронимус Босхский - творческий псевдоним Еруна Антонисона ван Акена. 7. Цветок вместо камня. Почему из раны извлекают бутон - символ, не разгаданный до сих пор? Кстати, один уже лежит на столе. Кто-то предполагает, что это тюльпан - дорогостоящий цветок, символизирующий шальные деньги. Однако тюльпановый бизнес начался в Нидерландах гораздо позже, да и не похож бутон на него. Кто-то считает, что цветы - символ пустых и праздных наслаждений, что в суровой протестантской этике все та же глупость. Загадки Босха были неочевидны и для современников. То, что не все они поддаются расшифровке, притягивает наши взоры и пять сотен лет спустя. Кстати Доски Босха рассеяны по миру. Больше всего их в Испании: четыре картины хранятся в музее Прадо и еще одна - в Королевском дворце. Три полотна в Галерее академии в Венеции. В Вене две работы, но в разных галереях. Еще три - в Бельгии. В США есть четыре картины. К счастью для любителей живописи, по договоренности с мировыми музеями все репродукции в высоком разрешении представлены в архиве Википедии.

Иероним Босх: почетный профессор кошмаров
© Экспресс газета