«Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева 

«Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева
Фото: Mos.ru
«Несценичная, не смешная, скучная», — так говорили о пьесе «Месяц в деревне» современники Ивана Тургенева. Скучающие дачники, пустые разговоры, сразу два любовных треугольника… Тургенев соглашался: его пьеса не для сцены. Он писал ее как комедию, а немногочисленные бравшиеся за нее режиссеры делали из нее драму. В 1879 году писатель с удивлением дал разрешение , актрисе Александринского театра, сделать новую редакцию пьесы и сыграть в ней одну из главных ролей. Еще больше он был удивлен успехом, с которым прошла премьера. Однако разбуженный было интерес к пьесе постепенно сошел на нет.
В советское время ее почти не ставили — пока за полузабытый материал из прошлого века не взялся . Его драматическая постановка перевернула укоренившееся представление об этой «несценичной» пьесе Тургенева, выделив из всех героев только одного персонажа. Режиссер заставил обратить на этого героя более пристальное внимание.
Хит 1977-го Гораздо охотнее, чем на родине, «Месяц в деревне» ставили за границей. В 1930 году пьесу открыл миру режиссер-эмигрант , поставив ее в Нью-Йорке. В постановке приняла участие легендарная голливудская актриса русского происхождения . После этого на протяжении ХХ века название «Месяц в деревне» много раз появлялось в репертуарах театров в Великобритании, Франции, Ирландии… Собственно, желание взяться за пьесу появилось у Анатолия Эфроса после того, как он однажды посмотрел ее польскую версию «в хорошем, серьезном театре» в Варшаве.
Жена помещика Ислаева Наталья Петровна влюбляется в Алексея Беляева, учителя своего сына. Кроме нее, к этому 21-летнему студенту неравнодушна еще и Верочка, юная воспитанница хозяйки дома. В другом любовном треугольнике застрял друг семьи Ракитин — пока Наталья Петровна заглядывается на студента, он сходит с ума от страсти к ней.
Не изменив ничего в сюжете, польский режиссер сумел показать историю глазами Тургенева, — а это был взгляд ироничный, холодный. Каким образом? Акцент был смещен помощью сценографии — сцену устроили прямо посреди зрительского зала, наподобие арены цирка. На площадке — веселенькая пастораль: настоящая зеленая трава, цветы, ручеек, из которого пили воду два веселых пса.
Разглядывая этот простенький пейзаж и улыбаясь придумкам польских коллгег, Эфрос вдруг понял: Наталья Петровна на самом деле тянется именно к этому — к природе, настоящей любви, а попадается ей студент Беляев. Для Тургенева важны не только любовные коллизии героини, но и ее личная драма. Удивившись многослойности произведения, Эфросу захотелось разобрать ее пласт за пластом, и узнать, что из этого получится. Впервые в истории постановки пьесы на первый план была выведена именно Наталья Петровна. Все происходящее он выстроил вокруг нее, в то время как в более ранних спектаклях «Месяца в деревне» героям отводилось одинаковое внимание.
Эфрос с интересом размышлял о «неизрасходованных чувствах» героини: мужа не любит, в душе тоска, ребенок — и тот скоро вырастет и покинет ее. При этом Наталья Петровна — личность, не любящая однообразия. В 30 лет к ней приходит тот самый кризис среднего возраста, о котором обычно говорят применительно к мужчинам.
«Это тема возраста женщины, может быть, страха, что время ее прошло, что жизнь со всеми ее страстями, муками, сильной радостью принадлежит не ей уже, а другим, тем, кто моложе. Ее же удел — этот скучный покой. И вот отчаянный бросок в надежде вернуть себе прошлое и познать, что такое иная любовь», — писал Эфрос.
Он считал, что и играть Наталью Петровну нужно иначе — смело, с энергией. Красноречивыми жестами и безмолвием, как например, в спектакле в Московском художественном театре, тут не обойдешься. Станиславский считал, что в этой пьесе нужно неторопливо и без лишних эмоций рассматривать отношения Натальи Петровны и Ракитина. Он без сожалений выбрасывал из нее целые куски, а некоторые фразы предложил артистам проигрывать без слов, заменяя фразы простым кивком или жестом рук.
Своя команда
Впоследствии Анатолий Эфрос называл свой «Месяц в деревне» одним из самых захватывающих приключений, а зрители и критики — главным спектаклем Театра на Малой Бронной в 1977 году.
Несмотря на то, что режиссера вдохновила варшавская постановка, внешне его спектакль разительно отличался. Вместо деревенской природы на сцене сделали металлические узорчатые конструкции. В стильных декорациях бродили, мечтали, ссорились и признавались друг другу в любви люди в светлых платьях, жилетах и шляпах по моде середины XIX века.
В финале металлические конструкции, образовывавшие сначала дом, разъезжались в стороны, показывая, что жильцы дома стали друг другу чужими людьми. Декорации придумал начинающий 23-летний художник  — сын Эфроса, работавший в театре первый год.
В постановке были заняты ведущие актеры — , , , . Роль Натальи Петровны исполнила любимица Эфроса . Он знал ее еще со времен работы в «Ленкоме». Там она сыграла главную женскую роль в его спектакле «104 страницы про любовь».
Репетиций «Месяца в деревне» было много. Эфрос по фрагментам кропотливо изучал текст, прорабатывал сцены с артистами. Ему постоянно казалось, что он упускает что-то важное. Он понимал, что Наталья Петровна — на самом деле дерзкая и своевольная, как было ему понятно по тексту, но искал, чем подкрепить это на сцене, не только с помощью слов.
«Все кажется ясно до репетиции, но вот она кончается, а не сделано ничего. То есть сделано очень много, но как-то неточно по отношению к Тургеневу. Или, во всяком случае, к тому, каким он воспринимается просто при чтении», — писал он в своей книге «Профессия: режиссер».
«Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной
В Театр на Малой Бронной Эфрос перешел из «Ленкома» в 1967 году — с поста художественного руководителя на должность рядового режиссера. Но именно постановки, которые он создал здесь, — , «Отелло», «Три сестры», «Месяц в деревне» и другие, — позволили критикам и зрителям говорить о так называемом «театре Эфроса».
Он действительно смог создать театр в театре, полностью сосредоточившись на одной режиссерской работе, — у него была даже своя труппа из артистов, которых он забрал с собой из «Ленкома». Вместе с ним ушли Ольга Яковлева, , и другие. «Театр Эфроса» стал практически художественным направлением, это были спектакли, которые могли создать только этот режиссер и только эти актеры, которые понимали друг друга с полуслова.
Эфрос был горячим поклонником и сторонником системы Станиславского, от которой многие режиссеры стали отходить, и многое почерпнул у него. Его очень интересовала психология, глубина, на которой строятся характеры героев пьес, он был убежден, что своего персонажа нужно не играть, а проживать — причем так, как роль чувствуется в настоящий момент времени. А режиссер в это время «слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», говорил Анатолий Васильевич. Декораций в его постановках всегда было немного, чтобы не отвлекать от сюжета.
Художественные руководители Театра на Малой Бронной — сначала , а потом  — поддерживали Эфроса. Его имя на афише уже служило достаточным основанием для того, чтобы купить билет.
В Театре на Малой Бронной он проработал 17 лет. В 1984 году Анатолий Эфрос стал главным режиссером Театра на Таганке.
Видео дня. Какие любовные треугольники скрывал советский кинематограф
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео