Новый реализм: 5 нестандартных российских сериалов

Из года в год и телекритики, и обычные зрители вздыхали и переживали – где же они, герои нашего времени на ТВ-экранах? Где наши современники? Не только те, что лихо стреляют и ловят злодеев всех мастей. Не те, что норовят сбежать из своего времени в прошлое. Не те, что без конца «покоряют» Москву методом удачного замужества... А просто люди со своими проблемами, более-менее приближенными к реальности?

Новый реализм: 5 нестандартных российских сериалов
© Кадр из сериала "Домашний арест"

2018 год стал без преувеличения годом настоящего прорыва на отечественном сериальном фронте. Мы увидели сериалы, в которых артикулировано именно наше время – с его бытом, сленгом, узнаваемыми деталями. И, разумеется, поиском общественных и моральных ценностей. Чтобы как-то обозначить и выделить данную телепродукцию из общего потока, назовем их сериалами «нового реализма».

Отвоевали аудиторию

Новизна ситуации заключается именно в этом – телесериалы начали разговор на мучительные темы: что с нами происходит? почему в обществе так много агрессии? как складываются отношения между «богатыми» и «бедными»? Каждый из выбранных сериалов (несмотря на то, что они очень разные) населен узнаваемыми героями, причем почти нет среди них безусловно положительных и отрицательных. Все они живые, неоднозначные, каждый проходит свой путь, и эта динамика характеров захватывает зрителя не меньше, чем сюжетные повороты.

Лидером по созданию сериалов «нового реализма» стал канал ТНТ. Причем, часть сериалов была впервые показана на платном видеоресурсе «ТНТ- Premier», и это тоже новое явление в российском кинопоказе. Талантливые «выпускники» КВН, пришедшие на ТНТ в разные годы, смогли не только сформировать свою телеудиторию, но и отвоевать часть аудитории у «больших» каналов.

Дело в том, что поставленные на поток мелодрамы нравятся далеко не всем. Невозможно все время есть этот сахар. И со словами «в жизни так не бывает» думающий зритель нажимает на кнопку пульта. А в лучших сериалах 2018 года, пусть неровных и спорных, чувствуется это биение жизни, это дыхание, которое не с чем не перепутать.

"Домашний арест"

Автор идеи – Семен Слепаков, режиссер-постановщик – Петр Буслов. ТНТ- Premier

Перед нами первое за всю постсоветскую историю полноценное сатирическое кино. Главного героя – мэра города, пойманного на взятке, заключают под домашний арест по месту прописки: в старой коммунальной квартире своего детства. Имущество забирает жена, прежние друзья и соратники отворачиваются от него, и вчерашний «хозяин жизни» остается одни – без денег, привилегий и друзей.

С этого момента и разворачивается динамичный сюжет, в котором сплетаются и выборная кампания, и борьба спецслужб, и поиски богатства, и любовные линии и многое другое.

Высокопоставленные «хозяева» судят о жизни и о людях предельно цинично и высокомерно, любые человеческие проявления воспринимаются ими как слабость. В этом плане хочу отметить феерическую актерскую работу Романа Мадянова в роли губернатора. Когда он сначала елейным тоном щебечет с начальством, а через полсекунды матом кроет подчиненных, хочется сказать: «Верю!». Верю, что для многих представителей политической элиты это единственный доступный им стиль поведения.

Вообще в «Домашнем аресте» чувствуется, как эмоционально заряжены артисты, с каким удовольствием они играют. Временами возникает ощущение, что они заново открывают в себе ранее не ведомые им профессиональные возможности. Павел Деревянко, Александр Робак, Светлана Ходченкова, Марина Александрова, Тимофей Трибунцев, Анна Уколова и другие прекрасные актеры, занятые в этом фильме, виртуозно балансируют на грани фарса и трагедии. И все же, несмотря на хэппи-энд, после фильма остается какое-то грустное послевкусие. Возможно, потому, что в «Домашнем аресте» убедительно показано, что главный герой нашего времени – это деньги.

"Обычная женщина"

Режиссер – Борис Хлебников. Телеканал ТВ-3

В таком, казалось бы, незатейливом названии сериала оказываются скрыты глубины смыслов. Обычная женщина – приятная, доброжелательная блондинка, примерная жена, мать двух детей, к тому же беременная. Какие тут могут быть тайны?

Конечно, мы испытываем легкий шок, когда выясняется, что такая милая Марина во «второй» жизни занимается сутенерским бизнесом. Первые две серии зрители, затаив дыхание, наблюдают, как изобретательно и расчетливо Марина прячет труп, и потом уже не могут вырваться из череды стремительных событий.

Попутно выясняется, что и у других «обычных» героев сериала есть тайны и «скелеты» в шкафу. Через детективный сюжет обозначаются и знакомые до боли семейные проблемы – разлад со старшей дочерью, непростые отношения с мужем и т.д.

Но для героини Анны Михалковой (по мнению многих – это лучшая роль в ее актерской биографии) для всего есть «железное» оправдание – она все делает ради семьи. События сериала вписаны в контекст современной жизни. Реалии и люди вокруг узнаваемые, жесткие, без сантиментов. Уже ближе к концу сериала понимаешь, что хэппи-энда, скорее всего, не будет.

"Год культуры"

Режиссер – Тито Калатозишвили. «ТНТ- Premier»

Увлекательная и поучительная история о том, что и чиновнику «ничто человеческое не чуждо» – даже высокопоставленному, даже если он коррупционер. Главный герой Виктор Михайлович Сычев в начале фильма настолько циничен и несимпатичен, что, наверное, только Федор Бондарчук с его обаянием мог сыграть так, чтобы зритель его героя окончательно не возненавидел.

Кстати, основные герои фильма – филологи, а все действие происходит в провинциальном гуманитарном вузе. Таких подробных сериалов про преподавателей-филологов у нас еще точно не было. Представители интеллигенции показаны не комплиментарно, но и не обидно. Все равно они по-человечески куда симпатичнее чиновников, постоянно озабоченных схемами отката.

Сериал остроумный, полный точных наблюдений. Представители министерства культуры, обсуждая условия предоставления гранта, говорят: «Министерство не выделяет деньги на живых писателей, только на мертвых». Создатели сериала придумывают, казалось бы, абсурдные ситуации – например, герой прячет свои коррупционные деньги в памятник. Но после миллиардов в квартире полковника Захарченко этот сюжетный ход не кажется такой уж фантастикой.

"Звоните ДиКаприо"

Режиссер - Жора Крыжовников. ТНТ-Premier

Первый фильм, который стремится ответить на мучительный вопрос: есть ли жизнь, если ты болен ВИЧ? Разрушительные метания главного героя Егора (Александр Петров)– успешного актера, который еще вчера был звездой, а сегодня очутился среди отверженных, не дают однозначного ответа. Его, вчерашнего кумира, с таким диагнозом общество не принимает и боится. Кроме того, участники этой драмы так или иначе состоят в близких отношениях друг с другом и в результате оказывается, что большинство из них также несут в себе смертельный вирус.

У главного героя есть брат Лев (Андрей Бурковский), тоже актер, правда, далеко не такой успешный. Внешне он постоянно подчеркивает желание поддержать Егора, но в душе у него давно поселилась зависть. Болезнь Егора приводит к тому, что пропасть между братьями растет. Развитие сюжета не оставляет шансов на счастливый финал.

"Улица"

Режиссеры – Жанна Кадникова, Николай Бурлак, Михаил Соловьёв. Канал ТНТ

Сериал «Улица» начали показывать еще осенью 2017-го, но затем новые серии шли в течение 2018 года. Теперь сериал закончился, продолжения не будет. В чем фишка сериала? Нам предлагается взглянуть на обычных людей, живущих как бы на соседней улице. Фильм начинается с того, что разорившийся миллионер приезжает в свою старую квартиру в обычном районе и учится жить заново – без денег, без понтов, без прежних привычек.

В сериале много персонажей, узнаваемых типажей – практически все они по-своему симпатичны. У зрителя постепенно возникает эффект привыкания, и он начинает воспринимать героев как своих знакомых, которые забежали к нему на чай. Сериал, несмотря на внешнюю простоту, несет активный гуманистический заряд.

Почти все его герои, несмотря на неизбежные ссоры и разногласия, в трудной ситуации так или иначе бросаются друг к другу на помощь. Но никаких параллелей с советским прошлым не возникает.

Возможно, потому, что большая часть героев очень молоды и разговаривают на современном сленге. В сериале важное место занимает классическая тема «отцы и дети», и если кто-то хочет узнать, кто же они – современные подростки – советуем посмотреть «Улицу».