Историк о сериале «Чернобыль»: Ахинеей наполнен весь фильм
Сериал HBO «Чернобыль», который, как следует из названия, повествует о катастрофе на советской ядерной электростанции в 1986 году, бьет рекорды рейтингов. Еще до выхода финальной серии он успел забраться на первое место среди всех сериалов в базе IMDB, обогнав с 9.6 баллами «Игру престолов» (9.4 балла) и «Во все тяжкие» (9.5 баллов). «Вечерняя Москва» спросила у кинокритиков и историков, чем обусловлена такая популярность и как россиянам стоит воспринимать «Чернобыль».
— На мой взгляд, создатели сериала вообще не представляют себе психологию советских людей. Да, воспроизведение деталей антуража, вроде вещей, машин, одежды и квартир – это одно. С драматургией тоже полный порядок. А вот идейное содержание вызывает самую настоящую оторопь. Из сериала можно понять, что в СССР непрерывно всех расстреливали и загоняли под дулом автомата что-то делать. Это ложь. Надо же понимать, что в США лучшая пропаганда на свете. И направлена она сейчас против России. Неважно, является ли она коммунистической или капиталистической. Соответственно, ничего другого местные творцы о России снять просто не могли.
Главное, что меня удивляет – то, что «Чернобыль» сейчас во всех рейтингах на первые места вышел. Тут у нас восемь сезонов «Игры престолов», чуть ли не лучшего сериала на планете, а этот с пятью сериями его обскакал. Просто невозможно поверить, что так само собой вышло. Явно приложены серьезные усилия и влиты огромные деньги, — сказал известный блогер и переводчик кино Дмитрий Пучков.
Как он отметил, есть ряд причин, по которым «Чернобыль» снят именно так, а не иначе. В первую очередь это демонстрация России как таковой, которую Запад ненавидит и боится. В данном случае перед американским и европейским зрителем явлен яркий пример пропагандистского кино. Кроме того, можно вполне предположить что проект в определенной степени направлен против Росатома и отечественной атомной энергетики в целом. Именно мы строим порядка 60 процентов атомных реакторов на Земле, а помимо России на такое способны толком только США и Франция. Это четкий сигнал, что не нужно давать русским возводить реакторы, они со своими-то что-то несусветное творят. А лучше вообще с Россией не связываться.
Со своей стороны историк Клим Жуков отметил, что хоть и не досмотрел сериал до конца, но по 80 процентам материала, выданного в эфир, уже можно сделать определенные выводы о проделанной авторами «Чернобыля» работе.
— Во-первых, HBO очень серьезно подошла к вопросу. Великолепно воссозданный антураж, скрупулезная реконструкция съемок под документальное кино. Все настолько качественно, что придираться не хочется. Я когда увидел будильник на столе одного персонажа, точно такой же, как у меня в 1986 году, я аж на стуле подпрыгнул. В сериале неимоверное количество советских автомобилей правильного периода, одежда, даже актрис закрутили в бигуди и хной покрасили. Очень здорово, — восхитился специалист.
Но вот в отрыве от драматической и технической части, подчеркнул историк, зрителя ждет страшная чушь. При кажущейся документальности, все предельно неправдиво и наполнено передергиваниями и ложью. В первую очередь крайне сомнительные умственные способности демонстрирует дежурная смена АЭС. К тому же в отличие от сериала, на станции тогда работало порядка 200 человек, а не маленькая горстка служащих. Это были исключительно квалифицированные специалисты с высшим образованием и учеными степенями. Эти люди прекрасно понимали, что не следует никого насильно гнать в активную зону реактора, так как осознавали, чем это грозит и, более того, это бесполезно.
— Начальник смены, которого показали как рефлексирующего идиота, первым возглавил борьбу за живучесть. Память этого человека хуже, чем заплевали. Я бы на месте его родственников в суд подал, — сказал Клим Жуков. — Но самое главное даже не в этом. Нам продемонстрировали, что СССР — чудовищная страна. Да, там жили неплохие люди, способные на искренние и честные поступки, разве что водку из горла пьют. Но государство настолько омерзительное, что вообще непонятно, как до 1986 года протянуло.
В «Чернобыле» непонятно зачем показаны сцены с каким-то трясущимся кремлевским старцем на фоне портрета Ленина в непонятном подземелье, который несет какую-то ахинею. Взять хотя бы непрерывные рассуждения «эвакуировать Припять или нет?». Зачем это? Станция взорвалась 26 апреля, а уже 27 числа все 48 тысяч человек были эвакуированы. Разговоров на эту тему не велось.
Небрежно отнеслись авторы «Чернобыля» и к образу заместителя председателя Совета Министров СССР Борису Щербине. Сложно представить, что ему был непонятен принцип работы ядерной электростанции, тогда как такие вещи в общих чертах были известные любому советскому школьнику. Вместо этого он требует от академика Валерия Легасова объяснить, как работает АЭС. На что получает ответ «это слишком сложно». После этого Щербина грозит выкинуть Легасова из вертолета.
— Это абсолютно недостоверно. Мы же тогда жили и помним, что это было совсем не так, – подчеркнул Клим Жуков. – В сериале есть душераздирающая сцена, когда министр угольной промышленности прибывает на тульскую шахту. И с поддержкой двух автоматчиков начинает уговаривать шахтеров ехать в Чернобыль. А потом пугает их автоматчиками. Любой кто, извините, имеет мозгов больше, чем у моллюска, знает, что шахтеры – взрослые и, важно, поголовно военнообязанные люди. На ликвидацию аварии их вызывали повестками через военкомат. Никто к ним не ездил. Деталь к образу – шахтеры почему-то работают на угольном карьере. К тому же, почему Тула? До Донбасса куда ближе. И вот такой ахинеей наполнен весь фильм.
По мнению историка, это снято с одной целью – показать, что СССР – это Империя Зла. Просто классическую клюкву завернули в великолепную обертку.