Войти в почту

Рецензия на «Очень странные дела 3»: Русские и пубертат — наши главные враги

Главный сериал Netflix третий раз заходит в ту же реку а мы и не против!

Рецензия на «Очень странные дела 3»
© Фильм.Ру

Прошел год с событий второго сезона на дворе лето 1985-го. Майк и Одиннадцатая проводят дни, не расцепляя губ, чем изрядно нервируют Хоппера. Лукас и Макс тоже встречаются, но постоянно ссорятся. Дастин приезжает из лагеря и, пытаясь не отстать от ровесников, сообщает о подруге, в существование которой никто не верит. Ребята постарше заняты работой: Нэнси и Джонатан интерны в местной газете, Стив продавец мороженого в новом торговом центре. В общем, все счастливы, грустит только Уилл, с которым никто не хочет играть в "Подземелья и драконы".

В третьем сезоне создатели не стали изобретать велосипед: они просто взяли все, что сработало в предыдущих эпизодах (ностальгия по 1980-м, отсылки на известные фильмы, детская дружба, ретровейв), выкинули неудачные и рискованные моменты (расширение вселенной эпизодом про отбросов, связанных с лабораторией Хоукинса) и сократили до минимума сцены, где зритель может выдохнуть и опомниться. Нужно быть готовым к тому, что теперь "Очень странные дела" цельное восьмичасовое приключение, которое из-за динамики невозможно смотреть эпизодами. Цифра в названии и раньше указывала на то, что это не сезоны, а полноценные сиквелы, но только третья часть окончательно закрепила эту концепцию.

Проговаривать в третий раз достоинства сериала кажется бесполезным занятием, поэтому легче сосредоточиться на том, что в новой части не совсем удалось. Особенно режет глаз желание Netflix не только развивать женских персонажей на контрасте с мужскими, но и ставить их двигателями сюжета. Джойс пытается убедить Хоппера, что магниты падают неспроста, Нэнси верит, что у истории про крыс точно есть второе дно, Одиннадцатая и Макс начинают расследование из-за поведения Билли, а Робин и вовсе весь сезон выступает Deus ex machina: сначала она расшифровала секретный код, а потом постоянно находила способ, как всех спасти.

Понятно, что стриминговый гигант давно закрепил за собой статус прогрессивной компании, но явный крен в сторону героинь вкупе с Хоппером, который думает только о свидании, и пердяще-рыгающими мальчишками, выдающими средневековое "женщины это другой вид, который полагается не на логику, а на эмоции", выглядит крайне искусственно, особенно в сравнении с предыдущими сезонами. Добавляем к этому эпизоды с разжевыванием профеминистских идей, восхвалением (саркастичным!) капитализма от десятилетней девочки и, например, женоненавистника из редакции с неестественным загаром на лице и светлыми растрепанными волосами. Полный набор составляющих важного сериала в эпоху Трампа.

Однако желание делать сериал про 1980-е с риторикой 2019 года почему-то не коррелирует с отношением создателей к используемым клише: условные злодеи-русские обязательный образ периода заканчивающейся холодной войны остаются просто злыми болванчиками без цели. Братья Даффер поставили сериал в удобное положение: они меняют общественные нормы того времени, чтобы быть актуальными сейчас, но никак не адаптируют кивки массовой культуре 80-х, иронично высмеивая их (Дастин, описывая ситуацию с торговым центром, сообщает по рации: "У нас тут русские, прямо как в 'Красном рассвете'").

Казалось бы, у сериала и так большие проблемы с развитием вселенной предыдущая попытка рассказать о жизни подопытных лаборатории Хоукинса обернулась зрительским недовольством и самым низким рейтингом среди всех эпизодов сериала. Кроме того, все сезоны выстроены по схожей схеме: спокойную жизнь жителей Хоукинса прерывает неизвестная потусторонняя дичь, которую частично уничтожают к финальным эпизодам. В третьем сезоне к огромному монстру, проникающему в сознание людей, добавили примерно равного по отвращению американцев злодея советских солдат, о мотивах которых ничего не известно, чтобы сериал из ностальгии по одноэтажной Америке под ретровейв трансформировался в настоящий политический блокбастер масштабов холодной войны.

Порой начинает казаться, что это топтание на месте вызвано уникальным подходом создателей к написанию сюжетной арки на сезон: вспомнить все более-менее известные фильмы того времени и выстроить вокруг них историю. Опять же "Красный рассвет" будут клюквенные русские с огромной базой под торговым центром, "Вторжение похитителей тел" добавим двойников в Хоукинс, "Полиция Майами" и "Детектив Магнум" выстроим на сериалах линию Хоппера и Джойс, "Хэллоуин 2" добавим битву в госпитале, "Назад в будущее" оставим просто фильмом в кинотеатре, наконец, "Терминатор" обязательно нужен неубиваемый русский, который медленно преследует героев.

В третий раз ностальгическая игра "угадай отсылку" дает сбой, но на помощь приходит уже сформированная любовь зрителей к главным героям. Экранного времени хватает всем персонажам, причем настолько, что в какой-то момент искренне расстраиваешься уходу ученого, заглянувшего в сериал на несколько эпизодов. Жаль, группа детишек была разбита и в основном ссорилась из-за подростковых проблем видимо, нужно быть готовым к тому, что в 4-м сезоне вместо игры в "Драконы и подземелья" они будут обсуждать презервативы, пока спасают мир от СССР.

Кажется, детище братьев Даффер окончательно заняло нишу главного сериала на ТВ объединяющего миллионы людей, готовых на 8 часов сбежать в Хоукинс вместе с любимыми героями. Можно долго цепляться за неудачные мелочи и кидать камни в огород создателей, эксплуатирующих ностальгию, но за приключенческий дух, которым "Очень странные дела" пропитывают зрителя, и за чувство, что посмотрел один из лучших блокбастеров года, хочется простить все, сказать спасибо и надеяться на скорое возвращение сериала.