Ещё

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет 

«Семнадцать мгновений весны» длятся 46 лет
Фото: Мир24
Ровно 46 лет назад начался показ многосерийного фильма Татьяны Лиозновой . Во время показа все 12 дней в стране уровень уличной преступности резко снизился, а потребление электроэнергии заметно возросло — люди смотрели телевизор. История русского разведчика взволновала миллионы сердец и стала культовой для советских зрителей. Сегодня мы рассказываем о блистательных актерах и съемочной группе, которые создавали эту легендарную картину.

Бендер — не Штирлиц

Режиссером картины стала женщина — Татьяна Лиознова. «Когда она входила, в павильоне воцарялась священная тишина, — вспоминал актер , сыгравший в фильме немецкого офицера. — Ее боялись, и хорошо, что боялись. Хороший режиссер — это диктатор. А Татьяна Михайловна была хорошим режиссером…».
У Лиозновой был роман с актером . Его-то она и прочила на главную роль — штандартенфюрера СС Штирлица. Привлекательный грузин хоть уже и прославился в роли Остапа Бендера, но образ советского разведчика ему явно не подходил. Сама же Лиознова объяснила свой отказ тем, что такое решение было принято за нее — в высоких кругах власти. «Гомиашвили на меня обиделся и вообще уехал из Москвы в Тбилиси, — вспоминала Лиознова позже. — Больше мы не общались. Хотя он мне до самой своей смерти присылал гостинцы…».
Образ Штирлица искали в Иннокентии Смоктуновском, , . Но они на тот момент были заняты в других картинах. , как это не удивительно, взяли в первую очередь, потому что он был свободен. Его первые пробы едва не стали последними — и все из-за гримеров. Они наклеили ему такие шикарные и пушистые усы, что было ясно, что главный герой картины так выглядеть не может. Тогда усы сняли — и режиссер поняла, что перед ней Штирлиц.
Многие замечали, что Тихонову прекрасно удавалось перенести на экран мысли Штирлица. Актер был необычайно выразителен в сценах, когда эмоции его героя передавались молча, без слов. Когда , автор книги, по которой снят фильм, спросил его: «Слава, как тебе удается так прекрасно думать — я вижу, что ты думаешь на экране», он ответил: «Всё очень просто — я прокручиваю в голове всю таблицу умножения».
Не менее курьезно проходили съемки эпизодов, когда Штирлиц едет за рулем. Автомобиль раскачивали порядка десяти человек, в том числе и сама Лиознова. Тихонову стоило больших трудов, чтобы не «расколоться», как говорят артисты, то есть рассмеяться. А вспомните сцену, в которой Штирлиц и радистка Кэт () едут в машине: он за рулем, она на заднем сиденье, и у нее начинается истерика. Вся драма со слезами, которую исполняла Градова, происходила в машине, которую качали несколько мужчин, и в таких условиях зареветь Градовой было, как вы понимаете, сложно. Пришлось срочно вызывать композитора Таривердиева — и только после того, как он исполнил свои самые грустные мелодии, Градова выдала нужную слезу.
Роль разведчика преследовала Вячеслава Тихонова всю жизнь. Вся страна рассказывала анекдоты про Штирлица, образ немногословного и красивого мужчины в эсесовской форме плотно связался в умах с героической историей СССР. Тихонов прожил долгую и плодотворную жизнь в профессии, но для многих он так и остался Штирлицем. Примечательно, что когда актер сильно заболел и почувствовал близость смерти, он позвонил всем своим партнерам по сериалу, чтобы попрощаться. «Я хочу у всех своих близких друзей и тех, кого я люблю, попросить прощения, — сказал он, набрав номер . — Если я тебя чем-то обидел, прости меня, пожалуйста». Актера не стало 4 декабря 2009 года, через 36 лет после выхода «Семнадцати мгновений весны».

Женщины в жизни Штирлица

Жену Штирлица, с которой он видится всего лишь один раз за всю картину, играет Элеонора Шашкова. Удивительно, но она стала знаменитой, отработав на съемочной площадке всего один день. Сцена, в которой она участвовала — встреча Штирлица с женой в ресторане — стала одной из самых запоминающихся в картине. Даже композитор , увидев ее на монтаже, так растрогался, что решил сам исполнить мелодию, которая будет звучать за кадром.
Сама же актриса осталась собой недовольна. Увидев себя на экране, она в расстройстве сказала Лиозновой: «Чашку взяла не так, села не так, потом пошла: сгорбленная спина… Господи, какой ужас!». На что режиссер отрезала: «Иди», и на этом их общение прервалось на два года.
Русскую радистку Кэт сыграла в фильме Екатерина Градова. Сначала на эту роль хотели взять актрису . Но она была в отъезде, и ее кандидатура быстро отпала. Градова отлично справилась с ролью. Мало того, она, видимо, настолько прониклась материнством, которое изображала на сцене, что сама забеременела во время съемок. Помните диалог Штирлица с радисткой Кэт? «Как думаешь рожать, малыш?» — «Кажется, нового способа еще не изобрели». В кадре ее большого живота еще не видно, но на озвучку она приезжала уже с ним. Отцом ее ребенка был известный актер театра на Таганке , а дочку, которая у них родилась, они назвали Машей. Сегодня мы ее знаем, как актрису театра и кино .
После премьеры фильма Миронов стал ревновать жену к толпам поклонников, которые регулярно приходили к их дому. «Мы так не договаривались, что ты будешь звездой! Две звезды в доме — это уже слишком!» — полушутя говорил он. Шутки шутками, но они все же развелись, и это событие Градова долго и мучительно переживала. А затем в ее жизни случилась болезнь, после которой она с головой ушла в религию. В 33 года она крестилась, и день, когда это произошло, она называет самым счастливым в жизни.

«Очеловеченные» немецкие генералы

Впервые со времен Великой Отечественной войны немецкий генералитет не был выставлен на экране как сборище необразованных и недалёких вояк. Многих из них Семёнов описал как людей умных, образованных и способных порой на добрые поступки. Многие известные актеры, узнав, что Лиознова начала съемки своей эпопеи о разведчике, были рады принять предложение сыграть в нем немецкого военного.
На роль Мюллера, начальника тайной полиции Третьего рейха было несколько кандидатур. от роли наотрез отказался, заявив: «Я являюсь секретарем партийной организации „Мосфильма“, поэтому фашиста играть не буду!». Мюллера сыграл . Как рассказывал Броневой, тот самый нервный тик, который актер демонстрирует в кадре, у него случался из-за того, что ему жал воротник. И когда Лиознова увидела это, она решила оставить его в кадре, чтобы показать внутреннее волнение героя в особо сложных местах. Год назад в одном из своих интервью Леонид Броневой цитировал целые куски текста «из Мюллера». Он признался, что был очень рад получить эту роль, потому что сразу понял, что она — самая интересная в фильме.
Рейхсляйтера Бормана, того самого человека, к которому обращается Штирлиц за помощью, чтобы сорвать переговоры, которые ведут Гиммлер и его люди за спиной у фюрера, сыграл известный бард . Правда, когда ему предложили роль в первый раз, он отказался. Причина: уж слишком, как ему показалось, большой разрыв между собственным образом мыслей и ментальностью его героя. Подумав, он все же решил попробовать. Экранный Борман, сыгранный Юрием Визбором, показан человеком осторожным и хитрым, взвешивающим каждый свой шаг. Чтобы создать мрачный лик фашистского бонзы, актеру вставили в нос тампоны, а объемы живота увеличивали поролоном. Но мягкий и нежный голос Визбора было ничем не скрыть, поэтому его озвучивает другой актер.
Гитлера отказывались играть почти все, кому предлагали эту роль. Леонид Броневой не стал его играть из-за протестов жены. Леонид Куравлев успешно прошел фотопробы, но начав репетировать, бросил: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против. Вероятно, типаж простачка образу диктатора не соответствовал — слишком добрые глаза». Гитлером стал немецкий актер , который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли. А Куравлева утвердили на роль Айсмана. Чтобы сделать его более зловещим, Лиознова закрыла ему один глаз повязкой — как у пирата. И все равно когда он произносил: «Я не могу поверить в нечестность Штирлица», это звучало так мягко, будто говорил это не оберштурмбанфюрер СС, а Афоня.
Но больше всего зрители ненавидели Рольфа, немецкого следователя гестапо, которой мучил на глазах у радистки Кэт ее ребенка. Его сыграл актер . Для актера годы после «Семнадцать мгновений весны» стали адом: зрители его ненавидели за то, что он «мучил ребенка», печать злодея прилипла на долгие годы, и какие-то заметные роли ему больше сыграть не удалось. Поэтому актер ушел за кадр, став мастером дубляжа и озвучания.
Видео дня. Как самогон помогал снимать «Свадьбу в Малиновке»
Комментарии 3
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео