Войти в почту

Привет, даркнет

Старшеклассник, доведенный до суицида в закрытом мессенджер-чате. Пара тинейджеров-кладменов, решивших разбогатеть и заказавших в сети партию мефедрона. Школьница, зарабатывающая на лекарства для отца-инвалида взломом аккаунтов в соцсетях. И так далее — сериал «#Dетки», который с 1 октября выходит в онлайн-кинотеатре Okko, бойко и откровенно драматизирует тайную жизнь современных русских подростков.

Привет, даркнет
© Кадр из сериала «#Dетки»

Детки не в порядке. Дима (Глеб Калюжный) не находит себе места: девчонка, с которой он пару раз летом переспал, написала ему, что у нее СПИД — товарищи по интернет-чатику (и в первую очередь аноним с ником Smertnik) советуют не тратить время на анализы и скидывают ссылку на сайт с советами суицидникам. Выпилиться и самому Диме кажется не такой уж плохой идеей: родители как раз взяли кредит на его поступление в университет — если нет будущего у него, то зачем портить будущее им? Не дождаться поддержки и от старшей сестры Лины (Екатерина Шпица): известная на все страну своим видеоблогом гонзо-психологического содержания женщина с головой погружена в собственные заботы и раз за разом переносит встречи с братом: «Завал!» Дима, записав видео, в котором просит никого в его смерти не винить, прыгает с крыши многоэтажки. Обычная подростковая трагедия? Как бы не так: вскоре в сети появляется лихой и циничный ролик, в котором деятельность Лины жестко критикуется с позиций «советы раздает, а за братом не уследила».

© «#Dетки»

Нет, детки определенно не в порядке. Ваня с Артемом устали зарабатывать копейки на закладывании тайников с травой для продажи на известном ресурсе — и заказали в даркнете сразу сотню граммов мефедрона: «К восемнадцати по тачке купим». Вот только на подъеме мастер-клада Ваню примут оперативники — и безжалостный поставщик поставит Артема на счетчик, требуя работать на него в счет долга и подкидывая идею для повышения безопасности: раз уж парень все равно регулярно гуляет с сестрой-младенцем, почему бы для конспирации не пересыпать мефедрон в пустую бутылочку для детского питания. Сказано — сделано; и конечно же, трясущийся от страха подросток немедленно перепутает емкости и угостит сестру наркотиками. Она — в реанимации, он — в полиции. А в интернете — ролик номер два, в том же бесстыже комиксном стиле изобличающий нравы современной русской школоты на примере бедолаги Артема, причем с неожиданно качественно снятыми кадрами его провала.

К счастью, не все в том потерянном поколении, которое оказывается в центре нового, нашумевшего на фестивале «Пилот», а теперь начавшего выходить в онлайне-кинотеатре Okko веб-сериала «#Dетки», так же беспомощны и бестолковы. Одноклассница и подруга покончившего с собой Димы Кира (Валерия Репина), перманентно облаченная в черные худи хакерша, которая взломами аккаунтов в соцсетях зарабатывает на лекарства для отца-инвалида, благодаря случайности выходит на след автора скандальных роликов-разоблачений — и заодно выясняет, что история со СПИДом была подставой (аккаунт якобы подхватившей вирус девушки, с которого написали Диме, был фейковым). Объединив усилия с горюющей по брату Линой, она начинает собственное расследование происходящего и свою охоту за жестоким интернет-троллем, конечно, имеющим отношение не только к суициду обманутого школьника, но и к горькому финалу драгдилинг-карьеры Вани с Артемом.

© «#Dетки»

Да, эта сквозная детективная линия в «#Dетках», проекте сценаристов-дебютантов Анны Крейчман и Максима Романцова (пока сериал добирался до эфира, в кино успела выйти написанная им комедия «Дорогой папа») и известного монтажом «Движения вверх» режиссера Вазгена Каграманяна, кажется некоторой уступкой канонами сериального формата. Именно она служит тем структурным приемом, который оказывается необходим авторам, чтобы выдержать интригу на дистанции в десять серий, с одной стороны, и с другой, связать воедино то, что им очевидно интереснее всего (и что как раз составляет главную ценность «#Dеток») — беспристрастные и откровенные зарисовки из жизни современных русских тинейджеров. Жизни, большая часть которой не просто разворачивается в сети — а и вовсе реалиями поведения, общения и коммерции в интернете (и, конечно, в даркнете) определяется.

Реалии эти «#Dетки» изображают с почти никогда не встречающейся в российских сериалах откровенностью и даже натурализмом — и совсем уж редким знанием материала. Вот хлесткими монтажными нарезками иллюстрируется бизнес на закладках — а вот сюжет проходится по темам вписок и кибербуллинга, попутно вскрывая такие больные и не попадающие в эфирное телевидение темы, как повальность увлечения нынешних подростков наркотиками и легкость их отношения как к ним, так и к сексу (которые в сочетании с доверчивостью способны приводить к жутким последствиям). При этом авторы, хоть и не обходятся без некоторого нагнетания — воплощенного в фигуре сетевого злоумышленника-разоблачителя — все же избегают такого вечного греха снимающих о молодежи отечественных кинематографистов, как дидактика. При всех своих пороках и причудах тинейджеры «#Dеток» предстают не ходячими карикатурами, а вполне правдоподобными персонажами, достойными не порицания, но сочувствия: время и декорации своего взросления никто из них не выбирал — и «#Dетки», к их чести, отчетливо дают понять, что мир, в котором ошибаются и грешат юные герои, создан таковым взрослыми.