Ещё
Сколько лет самому старому порноактеру
Сколько лет самому старому порноактеру
Актеры
11 фантастических фильмов для нескучных выходных
11 фантастических фильмов для нескучных выходных
Фильмы
Спивак призналась, как снимался сериал «Эпидемии»
Спивак призналась, как снимался сериал «Эпидемии»
Сериалы
Компания Warner Bros. представила новый логотип
Компания Warner Bros. представила новый логотип
Фильмы
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет

«Ради Санта-Барбары даже война прекращалась». За что так полюбили сериал 

За что «Санту-Барбару» полюбили в России и СНГ
Фото: Кадр из сериала "Санта-Барбара"
Тридцать пять лет назад телеканал NBC начал показывать "Санту-Барбару". Сериал быстро наскучил искушенному американскому зрителю и обвалил рейтинги. Но в России его транслировали в девяностые и он сразу стал культовым. Бывшие советские граждане с упоением погрузились в мыльные оперы. О том, как жизнь богатых, которые тоже плачут, помогала отвлечься от проблем, — в материале РИА Новости.

О дивный новый мир

Советский Союз окончательно распался в декабре 1991 года. Вместо пятнадцати советских социалистических республик на политической карте мира появилось столько же независимых государств. Русский язык в новых национальных образованиях вытеснялся, история переписывалась, всюду правил рынок.
Привычные для советских граждан слова "коммунизм" и "социализм" заменили новомодными "демократия" и "либерализм". В историю уходило и само понятие "советские граждане". Новый 1992-й встречали уже жители обновленной России. По центральным телеканалам впервые вместе с "Иронией судьбы" показывали западные фильмы.
Впереди маячили реформы правительства Ельцина — Гайдара, свободная торговля и "эволюционные преобразования" по канонам Запада. Главный противник в холодной войне — США — стал главным союзником и кредитором. Чтобы на деле показать, что с прошлым покончено, Москва даже постучалась в . Но там не ответили.
Люди нищали. Советский "застой" и "дефицит" сменился российской безработицей. Учителя, врачи, ученые, домохозяйки потянулись на улицы городов — торговать. Это позволяло хоть как-то держаться.

Терапия для народа

И в тот непростой момент терапевтическим средством стали зарубежные мыльные оперы. Мода на сериалы началась еще в конце восьмидесятых с бразильской "Рабыни Изауры". Телезрители эту историю полюбили и вместо дач начали ездить на "фазенды".
В январе 1992 года на российские экраны вышли первые серии "Санта-Барбары".
Красочный мир американских миллионеров, их огромные виллы, верховая езда на закате по берегу океана — сказка в телевизоре успокаивала и отвлекала от проблем.
"Власть к тому моменту проваливала реформы и, казалось, специально использует сериалы как транквилизатор для народа. Мыльные оперы стали массовой психотерапией в том смысле, что заменили людям сплетни и пересуды о жизни", — полагает журналист , изучавший влияние сериалов на постсоветское общество.
Главный эффект телевизионного "мыла" Хамраев видит в том, что советские люди перестали стыдиться своих вкусов. "По советским канонам на публике следовало подчеркивать, что ты любишь Пушкина и Есенина, а из музыки — Чайковского и Баха. Сериалы избавили граждан от манеры выглядеть на людях непременно образованными и интеллигентными", — полагает журналист.
Вечерний просмотр зарубежных сериалов превратился в культ. Успеть к телевизору старались все члены семьи. "Санта-Барбара", "Просто Мария", "Богатые тоже плачут" понемногу скрашивали жизнь, вспоминает жительница Абхазии Альзира Кобахия.
"В 1992 году вспыхнул грузино-абхазский конфликт. Противостояние было жестким. Лилась кровь. Но, помню, что, когда показывали новые серии "Санта-Барбары", война на время прекращалась. И ни одна из сторон не нарушала это "сериальное перемирие", — рассказывает Альзира РИА Новости.
Кинодокументалист в своей книге "Телевидение в поисках телевидения" вспоминает, что в 1993-м руководство РТР прекратило показ американского сериала. Через несколько дней к телецентру вышла группа женщин. Они требовали возвращения на экраны "Санта-Барбары".
"Реальная жизнь рушится. Не трогайте сериальную", — гласил один из плакатов в руках пикетчиц.
"Нам не нужно ножек Буша, верните Круза-дорогушу (Круз — герой "Санта-Барбары. — Прим. ред.)", — было написано на другом.
"Злые женщины с наивными плакатами в новой России. Они переживали сложные экономические времена, но пережить исчезновение сериала не могли", — рассуждает автор книги.

В поисках идентичности

Зрительница "Санта-Барбары" Ирина Халтурина не пропустила почти ни одной серии. Она уверена, что картина на российском телевидении вышла "в нужное время".
"США в девяностые стали другом России. В массовой культуре, информационном пространстве, образовании — везде продвигался позитивный образ этой страны. В новостях Ельцин и Клинтон в обнимку хохотали на встречах и пресс-конференциях. Западные ценности казались идеалом. И просмотр "Санта-Барбары" убеждал нас в этом еще сильнее", — делится Ирина воспоминаниями.
"Атмосфера в девяностые была какой-то серой. Часто отключали воду и электричество. Помню, мы часами стояли в очередях за продуктами. Одевались плохо. Но вечерами в эту рутину врывалась "Санта-Барбара" и жизнь становилась ярче. Любовь, дружба, предательство, интриги — вот и все проблемы главных героев. Они не стояли, как мы, в очередях за хлебом и маслом. И это притягивало. Под влиянием сериала я начала изучать английский язык", — рассказывает телезрительница.
Политолог считает, что сериалы начала девяностых предопределили сферу его профессиональных интересов. Под их влиянием он заинтересовался жизнью, политическим и экономическим укладом США. После школы стал изучать международные отношения в вузе.
"Я вырос в детском доме. К просмотру сериалов мы готовились с самого утра. Девочки выбирали места поближе к телевизору, мальчики стеснялись, но тоже смотрели. Герои "Санта-Барбары" казались нам волшебными. Они необычно одевались, ели непонятную пищу. Мы хотели походить на них", — признается Рафаэль.
Несмотря на любовь к мыльным операм, Саттаров не переоценивает их значение.
"В начале девяностых менялся уклад жизни. Люди искали себя в новой, формирующейся на глазах реальности. И сериалы были лишь одним из намеков, что иная, несоветская жизнь возможна. Но роль успокоительной "валерианки" они выполнили", — иронизирует эксперт.

Связь с русским миром

Люди в бывших братских республиках продолжали считать себя частью общей культуры. Именно телевидение оставалось для них главным связующим звеном с русским миром. Власти стран СНГ не всегда поощряли такую привязанность. Чтобы ограничить влияние Москвы, во многих постсоветских государствах отключили российское вещание.
"В Молдавии отключили трансляции, когда в самом разгаре были "Богатые тоже плачут" и "Санта-Барбара". Мы не могли с этим смириться и завалили правительство письмами с просьбой вернуть сериалы. Иначе грозили выйти на демонстрации. То ли наши письма подействовали, то ли Москва помогла, но мыльные оперы нам вернули", — рассказывает жительница Кишинева Мария Пэдурарэ.
Кемеровчанка считает, что "Санта-Барбара" помогла ее бабушке. "В шестидесятые годы она отправилась в Казахскую ССР осваивать целину. Так и осталась там. После распада СССР стала гражданской независимого Казахстана, но продолжала верить в единую большую страну", — рассказывает Ольга.
Когда на российские экраны вышла "Санта-Барбара", бабушка не пропускала ни серии. Однако внезапно трансляцию российского телевидения в Казахстане ограничили, и пожилая женщина осталась без любимой картины.
"Когда мы приезжали из Кемерово в гости к бабушке, первым делом она, стесняясь, спрашивала: "Ну как, у вас еще показывают?" Мы сериал не смотрели, но начинали придумывать на ходу и рассказывать бабушке, как складывается судьба главных героев. Бабушка сияла. Так американская "Санта-Барбара" стала для нее связующей ниточкой с Россией. Пока идет сериал, связи между странами не потеряны, все время повторяла она".

Спасибо "Санта-Барбаре"

В начале нулевых Ирина Халтурина отправилась на учебу в США. Удалось ей побывать в Санта-Барбаре — том самом американском городе, где развивались события сериала.
"Там действительно все красиво. Как и в кино, в городе живут миллионеры. Но в Америке много и бедных городов, и бездомных. В сериале этого не показывали", — говорит Ирина.
Любимым ее героем в "Санта-Барбаре" был Мейсон Кепвелл. Образ повесы, который с развитием сюжета приобретает респектабельные черты, привлекал многих девушек. Случайно или нет, но недавно Ирина познакомилась с актером Лейном Дэвисом, исполнявшим в фильме роль Мейсона.
"С тех пор мы друзья. Он, как и в фильме, замечательный человек. Лейн знает, что был моим любимым героем в сериале. Сложно поверить, но с тем самым "Мейсоном" мы сегодня ругаемся, когда речь заходит о политике. Америка для меня больше не идеал".
В беседе с РИА Новости признается, что до сих пор пытается разгадать, чем зацепила постсоветского зрителя "Санта-Барбара".
"В девяностые меня как-то пригласили в Санкт-Петербург на фестиваль . Я и представить не мог, что меня там кто-то знает. Но люди останавливали на улицах, просили автографы. Я был ошеломлен! Даже в Америке сериал не был столь популярным", — рассказывает Дэвис.
На вопрос, похож ли он в жизни на Мейсона, актер отвечает: "В моем герое жил трагический романтизм. Это качество кроется во многих. Я не исключение. И если бы не Мейсон, у меня не появилось бы столько друзей в странах бывшего Советского Союза. Конечно, я благодарен "Санта-Барбаре" за это".
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии1
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео