Чернокожие эльфы и магические оргии в главном фэнтези сезона: стоит ли смотреть «Ведьмака»

Lenta.ru 24 декабря 2019
Фото: Кадр из сериала "Ведьмак"
Геральт из Ривии, созданный польским писателем Анджеем Сапковским, задолго до выхода последнего из цикла «Сага о ведьмаке» романа начал жить своей жизнью — в 2001 году свет увидел сериал режиссера , а в 2007-м была выпущена первая часть из серии видеоигр о Белом Волке, имевшая большой коммерческий успех во всем мире.
К концу декабря выпустил свою адаптацию «Ведьмака», попытавшись угодить и широкой публике, и весьма оживленному фанатскому сообществу. Что получилось в итоге — в материале «Ленты.ру».
Первый сезон создан на основе двух ранних сборников рассказов Сапковского о ведьмаке — и «Меч Предназначения».
Хронология, намеренно нарушенная в оригинале, здесь перемешана еще больше — параллельно с приключениями ведьмака Геральта из Ривии () перед зрителем разворачиваются истории ведьмы Йеннифер () и княжны Цири (Фрейя Аллан), первая происходит за несколько сотен лет до событий второй. Геральт в сериале оставляет роль главного персонажа, вставая в один ряд с двумя героинями.
Это, возможно, и к лучшему, поскольку смотреть на ведьмака в исполнении Кавилла интересно, в основном, во время кровавых боевых сцен — благо те выглядят весьма зрелищными.
Каждый эпизод с участием Геральта — отдельное приключение ведьмака, который бродит по деревням и городам в поисках заказов на монстров. Жуткие существа заполнили мир после некоего Сопряжения сфер, а беловолосый еще в раннем детстве стал членом гильдии, занимающейся их уничтожением. Сам персонаж вместо ироничного, в чем-то даже озорного ведьмака Сапковского предстает, скорее, средневековым Бэтменом (не Суперменом, того в «Человеке из стали» Кавилл сыграл куда более эмоционально).
Кадр из сериала "Ведьмак"
Однако на такой образ Геральта создатели решились намеренно, переосмыслив, по-видимому, травмирующий опыт, через который тот прошел в детстве, чтобы стать ведьмаком. Смертельно опасные мутации, постоянные тренировки с нечеловеческой нагрузкой в полной изоляции от внешнего мира — да как вообще мог книжный Геральт после такого сохранить хоть толику веселья?
Персонажи постоянно пытаются вызнать у Белого Волка, испытывает ли он человеческие эмоции, а тот бродит по миру с суровой миной и грузом Предназначения на плечах, и редкие саркастичные высказывания в его устах выглядят довольно нелепо.
За юмор в «Ведьмаке» призван отвечать бард Лютик (Джои Бэти), друг Геральта, также выступающий посредником между сюжетом и зрителями.
И то, и другое он осуществляет не к месту сказанными фразами вроде «второй акт начинается» — сверх того персонаж, вроде бы жизненно необходимый в качестве харизматичного компаньона мрачному ведьмаку, ничего не делает.
Только втянет его, может, в пару важных для развития действия передряг и сразу отойдет на второй план.
Много экранного времени в «Ведьмаке» уделено предыстории Йеннифер из Венгерберга, которая из деревенской простушки-горбуньи превращается в роковую и манипулятивную ведьму, устраивающую магические оргии и очаровывающую высокопоставленных мужчин для своих целей.
Кадр из сериала "Ведьмак"
Учитывая, что создатели обещают в дальнейшем рассказать историю «сломанной семьи» из Геральта, Йеннифер и Цири, этот способ раскрытия героини как раз выглядит весьма оправданным — при том, что у Сапковского прошлое ведьмы раскрывалось не так подробно.
А вот Цири, также получившая немало времени в кадре, тратит его на одни только скитания в поисках ведьмака, иногда перебиваемые выплесками таинственной магической энергии.
Немало критики со стороны русскоязычной публики вызвало появление в «Ведьмаке» чернокожих актеров. Те исполняют роли совсем уж второстепенных персонажей и на экране мелькают недолго, однако шоураннерку Лорен Хиссрич уже обвинили в нарушении канонов «славянского фэнтези», в котором темнокожие если и могут присутствовать, то как заморские гости или рабы — при том, что и сам Сапковский до выхода сериала заявлял, что приписываемое его миру «славянство» — это миф, а свои книги он писал по «мировым канонам».
Если что и придало «Ведьмаку» дух Восточной Европы, так это серия видеоигр от польской студии CD Projekt RED, внесшей немалый вклад в популярность творчества Сапковского.
Представители студии в 2015-м даже попали под критику из-за отсутствия в игре темнокожих персонажей, и аргументом в их защиту как раз было то, что они создавали фэнтезийную версию средневековой Польши.
Однако Хиссрич неоднократно указывала на то, что сериал берет за основу именно творчество польского писателя — и в выдуманном, да еще и адаптированном преимущественно для западной аудитории мире «Ведьмака» темная кожа что эльфов, что чародеек, что дриад вызывает меньше всего вопросов.
Кадр из сериала "Ведьмак"
Еще до премьеры сериалу пророчили конкуренцию за звание главного эпичного фэнтези с уже завершившейся «Игрой престолов».
Однако в тех моментах, когда «Ведьмак» пытается изобразить масштабные сражения и штурмы городов, он проигрывает не только «Престолам», но и нефэнтезийным «Викингам».
Не дает развернуться и скомканность сюжета — авторы попытались наспех рассказать события сразу двух книг, из-за чего обилие персонажей запутывает, а их мотивы и вовсе приходится додумывать самостоятельно (ярким примером тут выступают главные антагонисты нильфгаардцы, на словах ведущие завоевательную кампанию, на деле — устраивающие бессмысленный геноцид в северных землях).
Из-за этой же торопливости чересчур быстро гибнут персонажи, с которыми зрителя едва познакомили — тем смешнее драматизм, с которым эти сцены обставлены.
Первый сезон «Ведьмака» скорее похож на прелюдию к тому масштабному шоу, которое обещал Netflix.
В той же «Игре престолов» сложная геополитическая ситуация Вестероса разжевывалась на протяжении нескольких сезонов, причем поначалу лишь одними намеками.
В «Мандалорце», с которым «Ведьмака» тоже можно сравнить из-за сходства концепции сюжета (одинокий наемник спасает ребенка с суперспособностями, каждый эпизод сериала представляет отдельное приключение), у шоураннеров была фора в виде уже всем известной благодаря громким фильмам вселенной.
В распоряжении создателей «Ведьмака» оказался богатый фэнтезийный мир с уймой разнообразных персонажей и интересным главным героем.
С правильным подходом и предоставленным Netflix бюджетом из этого можно было сделать и главного конкурента «Игры престолов» с геополитическими интригами и войнами, и красочно расписать трагичную историю Белого Волка, пытающегося наладить личную жизнь в мире, где в городах и замках живут монстры страшнее, чем те, что ютятся на кладбищах и болотах.
Однако при той динамике, с которой зрителей знакомят с миром и героями, «Ведьмак» полностью проваливает первую задачу.
В случае со второй — что ж, и ранние рассказы Сапковского оказались скорее предысторией полноценных приключений Геральта в «Крови эльфов» и «Часе Презрения».
Сериал продлили еще до премьеры, но о том, как будет разворачиваться судьба главных героев, мы узнаем, скорее всего, не раньше 2021 года.
Комментарии
10
Сериалы , Последнее желание , Викинги , Человек из стали , Викинг , Игра престолов , Генри Кавилл , Марек Бродский , Аня Чалотра , Netflix , Lenta.ru
Читайте также
Подростковые сериалы, которые помогут понять детей
Мультсериал «Бивис и Баттхед» перезапустят
2
Последние новости
Объявлены результаты голосования по поправкам к Конституции
В России за сутки выявили 6760 случаев заражения коронавирусом
Обновлена статистика по заражению коронавирусом в Москве