Юрий Грымов: «Из телевизора нужно бежать – и создателям, и зрителям!»
Режиссер театра и кино, автор клипов многих популярных певцов, создатель авторских передач на ТВ Юрий Грымов дал интервью порталу teleprogramma.pro, в котором рассказал о своем видении происходящего на ТВ-экранах, творческой свободе и театре
Нужно набраться мужества и расстаться с идеей телевидения. Понимаете, современное ТВ использует формат, неизменный последние 50 лет, с 60-х годов ХХ века. Он никак не изменился. Да, появились какие-то технологические «фишки»: цвет, стерео, звук… Но ментально ТВ сегодня разрушилось – и причиной этому стало отсутствие идеи.
На ТВ нет диалога
Вы посмотрите, что происходит: авторских программ почти нет, не существует изобретения форматов, нет людей, которые бы зрителя восхищали или даже раздражали. Осталась менеджерская история.
Я понимаю, что современное ТВ – это большой и прибыльный бизнес. Кроме того, это элемент власти. Но мы забыли о том, что телевидение должно нести образование в массы! Не помню, кто сказал, но мне нравится: «Любой поступок, совершенный публично, это педагогика». Исходя из этого, телевидение – огромный публичный поступок. А что мы видим? На ток-шоу участники программы дерутся, плюются, ведущий позволяет себе ернический тон по отношению к гостю. К гостю программы!
Мы не увидим ни одной смены мнения в процессе дискуссии: каждый участник приходит со своими взглядами, отстаивает их в борьбе и уходит с ними же. Диалога нет. И так же нет диалога со мной, со зрителем.
Если посмотреть на телепрограммы каналов каждого года, мы увидим, что фильм – условно – «Иван Васильевич меняет профессию» идет за год 1000 раз! При всем уважении к советскому кинематографу это многовато. Шоу – их много, но они же низкопробные и похожи друг на друга! Очень много «проходной» голливудской кинопродукции. И что в итоге?
Я думаю, что телевидение теряет зрителя. Зрителю скучно. Он уходит в Сеть, в театры, в музеи, на улицу. Поэтому я надеюсь, что рано или поздно, этот формат – старый и уже изживший себя – сломается.
Единственное, что я бы отметил, это компанию ТНТ. Она сумела создать своими проектами своего зрителя. Мы можем сколько угодно морщиться при слове «Дом-2», но программа существует 15 лет и все эти годы находится большое количество людей, которые ее смотрят. Не нужно сейчас говорить – какой это зритель. Это не важно, а важно то, что он есть. Этого нет ни на Первом, ни на других. На канале «Культура» остались немногочисленные верные поклонники, но их исчезающее мало.
Театр – остров свободы
Современные масс-медиа, печатные или телевизионные, очень заинтерсованы в своей аудитории – я имею в виду все эти рейтинги, тиражи, трафик… Сегодня свободы в ТВ нет – есть только политическая необходимость. Нет свободы и в кинопроизводстве – там несвобода финансовая. Снимаются в основном военные или спортивные драмы. Это что, весь кинематограф? Нет, это только часть его, но она сегодня превалирует над остальными темами, потому что приносит создателям финансовую выгоду.
Журналист или создатель кино подсаживается на этот крючок и теряет собственную свободу вместе со СМИ. Но в театре этого не происходит. Театр остался островом свободы, потому что в нем не бегут за зрителем, а наоборот – увлекают его за собой.
Театр более разнообразен – поэтому он свободен. Люди театра при своей работе ориентируются на собственную мысль, чувство, идею, и, тем самым, освобождают зрителя.
Умный театр не бежит за зрителем, а делает то, что ему нравится. Сегодня театр «Модерн» самый быстро развивающийся театр Москвы. Это не голословное заявление, а данные, подтвержденные столичным Департаментом культуры.
Мы предлагаем зрителю только то, что кажется интересным и захватывающим нам – и у нас растут сборы, почти всегда полный зал. То есть, свобода приносит нам и финансовый успех.
При этом мы практически не пользуемся классической рекламой: зритель узнает о нас только от другого зрителя. Я верю, что моя искренность при создании спектакля передается тому человеку, который разделяет мои чувства. И тогда он рассказывает о своих ощущениях – и к нам приходят другие, ранее не видевшие спектакль зрители.
Безусловно, полный зал и количество проданных билетов важны для понимания успеха в театре. Но они все же вторичны. Вот например, скажу честно, что в московских театрах, где идет Шекспир, людей немного. Шекспир сложноват, стихи опять же… А «Модерн» ставит «Юлия Цезаря», и зритель идет. Почему?
Я верю, что сегодняшнее заполнение зала на 75% (обычно у нас 99% кресел занято), через год придет к аншлагу. Я инвестирую в зрителя. Я хочу, чтобы зритель приходил «на Шекспира», потому что он абсолютно современен в разговоре о сегодняшней власти, о современном народе.
Наша премьера, которая произойдет на днях – тоже не легкая для понимания пьеса. Она о Михаиле и Ольге Чеховых, об их взаимоотношениях с такими легендарными фигурами, как Берия и Гитлер, Станиславский и Мэрилин Монро, о свободе художника тоже. Да, мы продолжаем инвестировать в зрителя!