Войти в почту

Чем так зацепили советских зрителей шоу «Каламбур», «Маски-шоу» и «Городок»

Журнал видеокомиксов «Каламбур» просуществовал на телевидении почти пять лет. Появившись из ниоткуда, проект собирал к экранам огромное количество зрителей. Многие называют этот юмор топорным, плоским. И все же он был супер популярным. Чем же цепляют зрителей подобные шоу?

Начиная с 1996 года на территории нашей страны не было человека, который не знал бы усатого Мужика с его другом-Морячком из Деревни Дураков.

Все без исключения персонажи были яркими и запоминающимися: веселый Пилот на терпящем крушение лайнере «Бройлер-747», солдаты Дранкель и Жранкель, воюющие с «непокорными зусулами», завсегдатаи бара «Каламбур»…

Бар «Каламбур», Деревня Дураков и «Бройлер-747» в Крутом пике

Обычно подобные программы имеют заказчика. Но в случае с «Каламбуром» произошло иначе. Первые 12 выпусков были сняты на энтузиазме участников проекта.

И если бы передачу не купил какой-нибудь телеканал, то вся работа была бы насмарку. Но повезло: удалось и найти продюсера, и заинтересовать канал ОРТ, и понравиться зрителям.

Народ разгадывал, что же такое кроется под звуком «Пи». Им маскировалось некое слово, из-за этого разговор ведущего с приглашенным гостем становился очень двусмысленным.

Народ переживал, успеют ли друзья из Деревни Дураков наконец выпить или опять появится Баба со сковородкой. Народ сочувствовал Неудачнику из бара, каждый шаг которого сопровождали локальные катастрофы и возмущался вечно висящей на телефоне официанткой.

Премьера первого выпуска юмористического тележурнала «Каламбур» состоялась в 1996 году. Эта передача сразу стала одним из самых рейтинговых телевизионных проектов в России и на Украине. С момента закрытия «Каламбура» прошло уже 16 лет, но многие зрители до сих пор помнят и любят уморительные скетчи, которые были придуманы и сыграны небольшой группой талантливых сценаристов и актёров.

Все сюжеты и диалоги были утрированы и доведены до абсурда. Любые действия можно было понять без слов – как в немом кино или рисованном комиксе.

Даже если актеры и произносили реплики, их голоса обрабатывались настолько, что уловить смысл можно было только при помощи субтитров, которые подавались как в комиксах: в виде пузырька изо рта персонажа.

Юрий Стоянов из «Городка» напомнил о советской юмористической передаче «Веселые ребята»

Актер и режиссер Юрий Стоянов, один из создателей телешоу «Городок» на наш вопрос о том, в какой юмористической программе он принял бы участие, не раздумывая, ответил:

«Их старых – ни в одной. Но это не потому что они хуже [«Городка»], они – другие. Просто я никогда не считал себя юмористическим артистом. Мы придумали человеческий формат, в котором было очень много юмора. Я – замечательный зритель «Камеди-клаба». Зритель. А снялся я бы только в своей передаче, которую буду делать сам».

Юрий Николаевич напомнил еще об одной программе: «Веселые ребята». Она выходила в период с 1979 по 1990 год, и всего было снято 7 выпусков. Но какая это была передача!

«Это была очень серьезная и изобретательная программа, в которой было очень много экспериментального и много такого очень прогрессивного, умного, интеллигентного, ироничного – очень хорошая была программа».

«Маски-шоу» - это приукрашенная реальность

Кроме «Каламбура» и «Городка» были и другие передачи, призванные радовать и развлекать. Кто же не помнит знаменитый проект «Маски-шоу»? Семейка неуклюжих неудачников смешила страну с 1991 по 2006 год – немногие юмористические шоу выдерживают такое испытание временем.

В «Маски-шоу» использовали проверенный формат: немое кино, преобладание визуального ряда, утрированная мимика, несложные шутки, обычные житейские ситуации, частенько возведенные в ранг абсурда.

Почти 200 выпусков и неизменный успех. Но, в конце концов, и этому телешоу пришлось свернуться – пришло новое поколение шутников.

Эвелина Бледанс, исполнительница яркой роли медсестрички, с удовольствием вспоминает годы, проведенные в составе этой комик-труппы.

«Я бы с удовольствием снялась в продолжении истории «Маски-шоу»! Или в каком-нибудь юбилейном выпуске. Это – мое шоу. Я бы с радостью сделала что-то такое юбилейное.

Это было действительно культовое шоу. Не стыдно и сейчас его смотреть, и люди его смотрят, помнят. Вплоть до того, что подходят и говорят, что в 1991 году шоу стало для них первым сексуальным опытом»

Да и правда: тогда фигуристая медсестра в вызывающем халатике свела с ума половину мужского населения страны.

«Городок» Олейникова и Стоянова - самая долгоживущая юмористическая программа

Отдельным явлением в мире юмористических телепередач проходит проект «Городок». Он успешно просуществовал почти 20 лет. И продолжил бы свое существование, если бы не смерть Ильи Олейникова – одного из двух его бессменных актеров.

Зрители ждали возвращения программы на экраны, но Юрий Стоянов объявил о решении закрыть программу, потому что без Олейникова «Городок» невозможен. Это стало данью памяти другу и актеру.

Более 6000 ролей примерили на себя Стоянов и Олейников за время существования передачи. И если сначала это была просто экранизация анекдотов, то впоследствии ситуации стали авторскими, эксклюзивными.

Находкой стала рубрика «Приколы нашего городка». В ней актеры разыгрывали случайных прохожих и снимали их реакцию на скрытую камеру.

«Городок» был первой передачей, выпустившей в эфир этот жанр. Но потом времена изменились, и дергать людей на улице стало чревато неприятностями. Рубрику пришлось закрыть.

Юрий Стоянов считает, что любое шоу должно быть интеллектуальным:

«Программа, в которой будет довлеть необходимость смешить бесконечно – это не моя история».

Юмористические программы часто обвиняют в топорности шуток, в плоском или черном юморе. Если разобраться, то все эти «топорные» шутки вынесены из жизни, а «планку» каждый себе устанавливает сам.

У каждого свое чувство юмора и понятие о том, над чем можно смеяться. И если создатели шоу сумели угадать с уровнем подачи, то программа имеет непременный успех.