Журналист и телеведущий Владимир Познер, основываясь на личном опыте, заявил, что дружбы народов в СССР не было, а потому и Орден Дружбы народов, которым был награждён один из гостей его передачи Константин Затулин, был в честь несуществующего явления.
«Никакой дружбы народов, по крайней мере у меня такой опыт, конечно же, не было. Это была такая советская мантра. В самом деле – народы разных республик не очень любили друг друга, а русских-то вообще не очень любили», - написал он у себя в Instagram.
По его словам, отдельные люди из разных народов и дружили, и женились, но нельзя сказать, что это было массово на уровне народов.
Познер добавил, что тогда было много сказок и вранья, а потом люди удивились от того, как всё обстоит на самом деле.
Готовясь к программе с господином Затулиным, я выяснил, что мой гость был награжден в советское время Орденом Дружбы народов, а уже в постсоветское время Орденом Дружбы. Так и хотелось спросить: а дружбы с кем? Ведь не бывает дружбы вообще, но это так, к слову. Так вот, интересно то, что существовал орден в честь явления, которого на самом деле не было. Ведь вообще применительно к СССР была уйма придуманных вещей, ну взять хотя бы первые слова гимна: «Союз нерушимый республик свободных». Ну, во-первых, оказалось – вполне рушимый, во-вторых, конечно же, республики было совершенно несвободные, как мы увидели: как только они получили возможность быть свободными – они и ринулись туда и развалился Советский Союз. Никакой дружбы народов, по крайней мере у меня такой опыт, конечно же, не было. Это была такая советская мантра. В самом деле – народы разных республик не очень любили друг друга, а русских-то вообще не очень любили. Я в свое время поразился, узнав, что новобранцев в армию отправляли служить в другие республики, и когда я спрашивал «почему?», мне объяснили: да потому что если вдруг не дай бог надо будет стрелять, так легче стрелять не в своего, чем в своего. Поэтому лучше пускай литовец будет служить в Узбекистане, а узбек в Литве. Это называется «дружба народов». Не любили друг друга традиционно: грузины армян, армяне азербайджанцев, туркмены узбеков и так далее. Ну а русских – за то, что они были главными и вели себя слишком «умно». Ну, например, живя десятилетиями в какой-либо республике, не считали нужным выучить язык, говорили так: «да пускай говорят по-русски, нечего», то есть немножко такой колонизаторский дух. И, конечно, на этом фоне надеяться на дружеское расположение не приходится. Конечно, отдельные люди дружили, более того, женились, создавали семьи, но это отдельные люди, это не вообще народы, не надо путать. Было много сказок, много вранья. И вот когда от сказок и вранья очнулись, то страшно удивились тому, как на самом деле обстоят дела.