Войти в почту

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского

1 октября – День рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. Сегодня ему исполнилось бы 92 года. Основатель театра «Современник», он не менее известен широкой публике своими работами в кино. Например, в таких прекрасных фильмах, как «Живые и мертвые», «Звонят, откройте дверь», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда», «Три тополя на Плющихе», «Батальоны просят огня». Всего Олег Ефремов сыграл около 70 ролей в кино и более 50 – в театре. Как режиссер Ефремов поставил около 70 спектаклей. В честь Дня рождения любимого актера и режиссера «МИР 24» рассказывает о его жизни и творчестве.

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского
© ТАСС / Малышев Николай

В детстве Ефремов дружил с воркутинскими зэками

Детство Олега Ефремова прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Уже в эти годы ему невероятно повезло с кругом общения. Его друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, Александр Калужский и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский. Мальчишкой будущий актер и режиссер часто бывал в обеих семьях, впитывая их творческую атмосферу. Про дом Булгаковых он позже написал так: «Самого хозяина дома я, конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, весёлой, интеллигентной семьи. Булгаковский дом оказался частью жизни, «предвестием» встречи с Художественным театром».

© ТАСС

Артист Олег Ефремов в роли Рудина в кинофильме режиссера Константина Воинова «Рудин»

Круг общения в корне поменялся в подростковые годы, которые он провел в Воркуте. Его отец работал замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД, составлял сметы для строительства воркутинского железнодорожного полотна. А строили его заключённые, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь. Он даже подружился с некоторыми из зэков.

Существует семейная легенда, что заключенные пытались приобщить живого и любопытного парнишку к воровскому делу. За симпатичное лукавое лицо с фамильными тонкими, удлиненными чертами он получил среди них кличку «лисья мордочка». Когда отец узнал о сомнительных увлечениях мальчишки, он принял решение уволиться и увез семью обратно в Москву. Сам же Олег Ефремов, вспоминая этот период своей жизни, говорил, что если бы он не стал актером, то непременно пошел бы по скользкой дорожке.

Клятва на крови

Уже в школе Олег Ефремов точно знал, кем он хочет стать. В предвоенные годы он много времени проводил в драмкружке при Доме пионеров, среди руководителей которого были выпускники студии Чехова. А сразу после войны, когда ему исполнилось 18 лет, он поступил в недавно созданную школу-студию МХАТ. Хотя в тот год был невероятно высокий конкурс, Ефремову посчастливилось попасть на курс выдающихся театральных деятелей: режиссера Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера Василия Топоркова. Для юного Ефремова началось невероятно интересное и напряженное время!

О том, насколько страстно он был увлечен театром, свидетельствует тот факт, что вместе со своими друзьями-первокурсниками будущий актер и режиссер поклялся в верности учению Станиславского, скрепив клятву собственной кровью!

«Стану главным режиссером главного театра»

По окончании учебы Олега Ефремова ждало огромное разочарование: его не приняли на работу во МХАТ. Вот как писал об этом впоследствии сам актер.

«Известие, что меня не берут во МХАТ, я воспринял как потрясение. Весь день меня прогуливали по Москве, чтобы я отошел от этой новости. Я был ошарашен, потому что пока учился, в студии все время шли разговоры о том, что я буду играть в театре, и где меня нужно попробовать».

Тогда актер записал в своем дневнике «Я стану главным режиссером главного театра». И, как показала жизнь, сдержал свое слово.

Художественный руководитель МХАТ имени А.М.Горького Олег Ефремов

А в тот момент вслед за своим другом – актером Геннадием Печниковым он пошел работать в Центральный детский театр (сейчас РАМТ). Там впервые ярко раскрылась его актерская индивидуальность, он оказался очень востребован и за короткий срок сыграл целых 20 ролей! Одновременно Олег Ефремов стал преподавать в Школе-студии МХАТ: сначала ассистентом, а потом и педагогом.

Большое путешествие по России

Учась и работая, Олег Ефремов вращался в столичной интеллигентской среде. «У нас были удивительные педагоги, к нам приходили гениальные художники, – вспоминал впоследствии Геннадий Печников. – Я помню красивую Ахматову, которая печально читала стихи, игру неистового Рихтера, который выступал в Школе-студии, была встреча с Борисом Пастернаком». Но скоро Ефремов и Печников пришли к совместному выводу, что им не хватает знания той настоящей жизни, которой жила вся большая страна. Тогда они задумали путешествие по России, что-то вроде передвижного театра.

Это было рискованное и полное приключений предприятие. За 42 дня пути они объехали полстраны: выступали в городах, колхозах и на стройках.

В одном месте их обокрали. В другом – приняли за американских шпионов и чуть не арестовали. В третьем – пытались задержать как безбилетников. Они увидели, как зэки строили канал Волга-Дон, как жили крестьяне, у которых отбирали паспорта, чтобы они не могли убежать из колхоза (прямо как при крепостном строе). Они поняли, что живя в столице, ничего не знали о том, как мыкаются простые люди в глубинке.

Друзья давали концерты на двоих: рассказывали о работе в театре, читали фрагменты произведений, разыгрывали сценки. Получали за это маленькие, честно заработанные деньги, чтобы оправдать расходы на еду, ночлег и дорогу – где на паром, где на пароход или железную дорогу. Хлебнули с лихвой, однако позже Ефремов говорил, что не будь этого путешествия, не было бы и «Современника»

В начале 50-х комната в коммунальной квартире, где жил Олег Ефремов, стала штабом. Здесь молодые и амбициозные выпускники школы-студии МХАТ создавали концепцию принципиально нового театра. Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша и многие другие ночи напролет изобретали театр новой эпохи, театр без театральности – будущий «Современник». Они были уверены: со зрителями надо говорить только на равных и только о том, что их действительно волнует. Никаких сценических штампов, лобовых решений. Никаких наигранных театральных интонаций. Только искренность! Только та самая верность учению Станиславского, в которой когда-то клялись на крови!

Они репетировали по ночам, не спали, не ели, истово верили в правильность того, что они задумали. Первая постановка молодых артистов стала настоящей сенсацией. Успех был грандиозный. К утру следующего дня вся Москва знала о новом театральном явлении. Вчерашние выпускники в одночасье стали знаменитыми актерами.

Стиль игры актеров «Современника» их коллеги по цеху стали называть позже «шептальным реализмом». А тогда, в переломном 1956 году, появление молодежного театра, ориентированного на современную драматургию и стремящегося осмыслить частную жизнь и чувства человека, произвел просто фурор!

Ефремов руководил театром «Современник» 14 лет. Но в 1970 году он принял очень трудное для себя и для всей труппы решение: оставил свое детище и принял предложение возглавить МХАТ.

МХАТ: новая жизнь главного театра страны

Близкие друзья Олега Ефремова рассказывали, что он просто не смог смотреть, как разваливается главный театр страны. Тот самый театр, о котором он мечтал с самой юности, и который к тому времени пришел в полный упадок.

Во МХАТе 70-х ему пришлось очень трудно. Труппа была огромной, половина актеров не были заняты ни в каких спектаклях, но стремились сохранить свое место и регалии. Он работал как сумасшедший: поставил в первые годы девять пьес и занял в них почти всех актеров. Всем дал проявить себя. Да еще и привел новых великолепных мастеров: Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Ию Саввину, Татьяну Лаврову, Анастасию Вертинскую, Татьяну Доронину. Обновился репертуар, появились популярные спектакли, в театр пошла молодежь.

Ефремов добивался в новых спектаклях простоты восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Он не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. И все же Олег Ефремов считал, что кризис не преодолен.

Реформа МХАТа, за которую год за годом боролся Ефремов, так и не была завершена. К 1987 году труппа театра разрослась до 180 человек и стала просто неуправляемой. В театре назревал раскол. И в конце концов Ефремов решил просто отделить тех, кто за все эти годы не захотел или не смог стать его единомышленниками. Как рассказывала потом дочь Ефремова Анастасия, пришло время перемен, и он опять сказал: «Ребята, давайте дальше со мной, именно в том формате, как я хочу, – или до свидания!». Так появились два театра: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина. У каждой труппы был свой репертуар, работы всем хватило.

За тридцать лет в Художественном театре Ефремов поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Даже в последний год своей жизни Ефремов продолжал работать в театре в прежнем ритме и горел желанием поставить к осени 2000-го спектакль «Сирано де Бержерак». Он репетировал, даже когда дышать без кислородной подушки ему было уже трудно. Но жить без театра для него было вообще невозможно.