Ещё
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
Открытый гей Залуцкий стал лицом нового проекта ТНТ
ТВ
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Кинокритики выбрали лучший фильм 2019 года
Фильмы
HBO анонсировал мультсериал о семье Елизаветы II
HBO анонсировал мультсериал о семье Елизаветы II
Сериалы
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Как семья Майкла Дугласа бежала из России
Актеры

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского 

Олег Ефремов: жизнь и судьба по системе Станиславского
Фото: ТАСС / Малышев Николай
1 октября — День рождения выдающегося актера и режиссера . Сегодня ему исполнилось бы 92 года. Основатель театра «Современник», он не менее известен широкой публике своими работами в кино. Например, в таких прекрасных фильмах, как «Живые и мертвые», «Звонят, откройте дверь», , «Гори, гори, моя звезда», , «Батальоны просят огня». Всего Олег Ефремов сыграл около 70 ролей в кино и более 50 — в театре. Как режиссер Ефремов поставил около 70 спектаклей. В честь Дня рождения любимого актера и режиссера «МИР 24» рассказывает о его жизни и творчестве.

В детстве Ефремов дружил с воркутинскими зэками

Детство Олега Ефремова прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Уже в эти годы ему невероятно повезло с кругом общения. Его друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, и приемный сын писателя Сергей Шиловский. Мальчишкой будущий актер и режиссер часто бывал в обеих семьях, впитывая их творческую атмосферу. Про дом Булгаковых он позже написал так: «Самого хозяина дома я, конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, весёлой, интеллигентной семьи. Булгаковский дом оказался частью жизни, „предвестием“ встречи с Художественным театром».
ТАСС
Артист Олег Ефремов в роли Рудина в кинофильме режиссера «Рудин»
Круг общения в корне поменялся в подростковые годы, которые он провел в Воркуте. Его отец работал замначальника планово-финансового отдела лагерей ГУВЖД, составлял сметы для строительства воркутинского железнодорожного полотна. А строили его заключённые, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь. Он даже подружился с некоторыми из зэков.
Существует семейная легенда, что заключенные пытались приобщить живого и любопытного парнишку к воровскому делу. За симпатичное лукавое лицо с фамильными тонкими, удлиненными чертами он получил среди них кличку «лисья мордочка». Когда отец узнал о сомнительных увлечениях мальчишки, он принял решение уволиться и увез семью обратно в Москву. Сам же Олег Ефремов, вспоминая этот период своей жизни, говорил, что если бы он не стал актером, то непременно пошел бы по скользкой дорожке.

Клятва на крови

Уже в школе Олег Ефремов точно знал, кем он хочет стать. В предвоенные годы он много времени проводил в драмкружке при Доме пионеров, среди руководителей которого были выпускники студии Чехова. А сразу после войны, когда ему исполнилось 18 лет, он поступил в недавно созданную школу-студию МХАТ. Хотя в тот год был невероятно высокий конкурс, Ефремову посчастливилось попасть на курс выдающихся театральных деятелей: режиссера и не менее знаменитого актера и режиссера . Для юного Ефремова началось невероятно интересное и напряженное время!
О том, насколько страстно он был увлечен театром, свидетельствует тот факт, что вместе со своими друзьями-первокурсниками будущий актер и режиссер поклялся в верности учению Станиславского, скрепив клятву собственной кровью!

«Стану главным режиссером главного театра»

По окончании учебы Олега Ефремова ждало огромное разочарование: его не приняли на работу во МХАТ. Вот как писал об этом впоследствии сам актер.
«Известие, что меня не берут во МХАТ, я воспринял как потрясение. Весь день меня прогуливали по Москве, чтобы я отошел от этой новости. Я был ошарашен, потому что пока учился, в студии все время шли разговоры о том, что я буду играть в театре, и где меня нужно попробовать».
Тогда актер записал в своем дневнике «Я стану главным режиссером главного театра». И, как показала жизнь, сдержал свое слово.
Художественный руководитель МХАТ имени А. М. Горького Олег Ефремов
А в тот момент вслед за своим другом — актером он пошел работать в Центральный детский театр (сейчас РАМТ). Там впервые ярко раскрылась его актерская индивидуальность, он оказался очень востребован и за короткий срок сыграл целых 20 ролей! Одновременно Олег Ефремов стал преподавать в Школе-студии МХАТ: сначала ассистентом, а потом и педагогом.

Большое путешествие по России

Учась и работая, Олег Ефремов вращался в столичной интеллигентской среде. «У нас были удивительные педагоги, к нам приходили гениальные художники, — вспоминал впоследствии Геннадий Печников. — Я помню красивую Ахматову, которая печально читала стихи, игру неистового Рихтера, который выступал в Школе-студии, была встреча с ». Но скоро Ефремов и Печников пришли к совместному выводу, что им не хватает знания той настоящей жизни, которой жила вся большая страна. Тогда они задумали путешествие по России, что-то вроде передвижного театра.
Это было рискованное и полное приключений предприятие. За 42 дня пути они объехали полстраны: выступали в городах, колхозах и на стройках.
В одном месте их обокрали. В другом — приняли за американских шпионов и чуть не арестовали. В третьем — пытались задержать как безбилетников. Они увидели, как зэки строили канал Волга-Дон, как жили крестьяне, у которых отбирали паспорта, чтобы они не могли убежать из колхоза (прямо как при крепостном строе). Они поняли, что живя в столице, ничего не знали о том, как мыкаются простые люди в глубинке.
Друзья давали концерты на двоих: рассказывали о работе в театре, читали фрагменты произведений, разыгрывали сценки. Получали за это маленькие, честно заработанные деньги, чтобы оправдать расходы на еду, ночлег и дорогу — где на паром, где на пароход или железную дорогу. Хлебнули с лихвой, однако позже Ефремов говорил, что не будь этого путешествия, не было бы и «Современника»
В начале 50-х комната в коммунальной квартире, где жил Олег Ефремов, стала штабом. Здесь молодые и амбициозные выпускники школы-студии МХАТ создавали концепцию принципиально нового театра. Ефремов, Волчек, Табаков, Кваша и многие другие ночи напролет изобретали театр новой эпохи, театр без театральности — будущий «Современник». Они были уверены: со зрителями надо говорить только на равных и только о том, что их действительно волнует. Никаких сценических штампов, лобовых решений. Никаких наигранных театральных интонаций. Только искренность! Только та самая верность учению Станиславского, в которой когда-то клялись на крови!
Они реп