Отказ Сталину и брак-«ширма» с режиссером: судьба Любови Орловой

Многие поклонники думают, что знают о легендарных актрисах все, однако что-то самые известные советские кинодивы XX века умудрились оставить за завесой тайны, как настоящие женщины-загадки. WMJ.ru продолжает рассказывать о всех тайнах личной жизни культовых звезд — теперь и наших соотечественниц.

Почему Орлова отказала Сталину
© WMJ.ru

Ее обожала вся страна — от всемогущего вождя до простого колхозника. Голливудская внешность и сияющая улыбка первой советской кинозвезды заставляли миллионы мужчин и женщин мечтать о любви и счастье. Хотя биографию самой Любови Орловой трудно назвать счастливой. Тем не менее ее судьба полна потрясающих событий, взлетов и глубочайших разочарований.

Любовь Петровна родилась холодной зимой, в конце января, в дворянской семье, еще до революции. Отец Петр Федорович Орлов был военным, несколько раз удостаивался государственных наград за военные заслуги и имел высокое звание. Мать Евгения Николаевна происходила из знатного дворянского рода Сухотиных, была дочерью генерала от кавалерии, начальника академии Генерального штаба. Род Сухотиных состоял в прямом родстве с писателем Львом Николаевичем Толстым. У самой Орловой хранился экземпляр повести «Кавказский пленник», который собственноручно подписал и подарил маленькой девочке всемирно известный писатель. Позже актрисе часто приходилось врать, что книгу с подписью она получила по почте, отправив еще ребенком письмо Толстому с жаркими признаниями.

В своем поместье в подмосковном городе Звенигороде семья Орловых часто по-дружески принимала знаменитого певца Федора Шаляпина. В один из вечеров, когда в доме в очередной раз собрались гости и маленькая Любовь показывала пришедшим свои домашние этюды, Федор Иванович отметил, что талант у девочки весьма неординарный и у нее может быть большое будущее в театре или кино. Но мать и отец девочки видели будущее своего ребенка лишь в музыке, поэтому по достижении школьного возраста отдали Любу в музыкальную школу, где некоторое время она училась игре на фортепиано. К тому же у Любы рано обнаружилось редкое заболевание — болезнь Меньера, в связи с которым она часто испытывала головокружения и не слишком четко могла управлять своим вестибулярным аппаратом. Мечтать приходилось лишь о должности пианистки.

Как и многие дворянские семьи, в 1917 году Орловы оказались в крайне затруднительном положении. Как рассказала позже внучатая племянница актрисы Нонна Голикова, отец Любы и ее младшей сестры Нонны (бабушки Голиковой) не уставал повторять: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!» Действительно, семья выжила только благодаря тому, что отбирать у нее было нечего. Отец с трудом устроился на работу в одно из советских учреждений, где ему дали пайку «лишенца» — по двести граммов хлеба на домочадца. Как многие, Орловы уехали в провинцию, где с провизией было легче. Они поселились в тихом Воскресенске, завели корову. В анкетах сестры Люба и Нонна стали писать, что происходят «из интеллигенции». Каждое утро они в больших и тяжелых бидонах возили молоко в Москву, на продажу. От физической работы у 15-летней Любы болели руки — потом всю жизнь она мучилась с суставами и позже, став актрисой, старалась сниматься в перчатках или просила сшить ей платье с такими длинными рукавами, чтобы кисти рук были закрыты.

В семнадцать лет Любовь Орлова продолжила свое музыкальное образование в Московской консерватории. Но уже в 20 лет она бросила обучение, так как ей необходимо было самой зарабатывать средства к существованию. В 1922 году девушка начала учить малышей музыке, давая уроки игры на фортепиано, а также подрабатывала тапером в кинотеатрах. Одновременно с этим Орлова училась в театральном техникуме (впоследствии ГИТИС). К 24 годам Любовь профессионально пела в хоре и играла в постановках во МХАТе.

В 1921 году Любовь вышла замуж за Андрея Гаспаровича Берзина, который был на 10 лет ее старше. Красавец-латыш занимал высокую должность в Наркомземе. Женившись, он забрал супругу и ее родителей в свою огромную квартиру у Покровских ворот. Финансовая жизнь в браке с большим начальником начала налаживаться, но долго семейное счастье не продлилось. Через четыре года Берзин был арестован по известному делу Чаянова. Люба бежала домой с очередной репетиции, и ей навстречу на извозчике ехал Андрей. В руках у него был хорошо знакомый ей чемоданчик. Больше они никогда не виделись. У них даже не было возможности попрощаться. Орлову с родными немедленно выселили, они перебрались в коммуналку.

На протяжении нескольких лет от Берзина не было никаких вестей. Муж просто пропал, а разузнать о нем не представлялось возможным. Орлова уже отчаялась найти его и даже закрутила роман с австрийским импресарио по имени Франц. Коллеги не скрывали зависти — они покидали театр на трамвае, а Любовь Орлова ехала в ресторан на «мерседесе» австрийца. Он обещал вывезти ее на Запад и сделать звездой синематографа. Орловой нравился этот новый вид искусства, она даже пыталась сняться в кино, но у ворот киностудии попала в длинную очередь кандидаток. Когда пришел ее черед, режиссер ткнул пальцем в едва заметную родинку у нее на щеке:

Не годится! Может, в театре эта родинка вам не мешает, а в кино мешает все.

Поэтому все силы Любовь бросила на развитие в профессии театральной актрисы: пела, профессионально танцевала — даже с элементами акробатики. В 30 лет она получила предложение стать солисткой в оперетте «Перикола» Оффенбаха. Это была ее первая главная роль, которая прославила молодую певицу, чего та давно желала. Отныне на представления с ее участием собирались полные залы, а билеты раскупались за короткое время. Именно там ее заметил режиссер Григорий Александров, когда искал исполнительницу главной роли в свою картину «Веселые ребята».

Когда занавес поднялся, на сцену выпорхнула сама Красота — идеально сложенная, белокурая, голубоглазая девушка лет двадцати. Она прекрасно пела и двигалась с грацией прирожденной балерины, — вспоминал позже Григорий Васильевич.

После спектакля очарованный Александров бросился за кулисы и пригласил артистку не только играть в будущем фильме, но и немедленно посетить с ним юбилей Собинова в Большом театре. После банкета они до самого утра бродили по московским улицам не в силах расстаться. В разговоре Любовь Орлова между делом упомянула, что ей уже за тридцать, чему Александров отказался верить. Он уже был влюблен в нее.

Родом Григорий Александров был из Екатеринбурга, из семьи горнорабочего по фамилии Мормоненко и крещеной татарки по имени Анфуса. Приехав в Москву, он стал другом и ассистентом режиссера Сергея Эйзенштейна. Оба были так неразлучны, что в кино- и театральной среде прошли даже слухи об их нестандартной сексуальной ориентации, впоследствии не раз разгоравшиеся с новой силой. Однако вскоре Григорий женился на юной балерине Ольге Ивановой, которая родила ему сына, названного Дугласом в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Дело в том, что Григорий Васильевич был без ума от голливудского кино и мечтал делать нечто подобное в Советском Союзе. Кино ему делать позволили, однако намекнули, что сына лучше назвать менее экзотично — так Дуглас стал Васей.

Григорий Александров стал смотреть все спектакли с участием Любови Орловой, они встречались все чаще. Однажды Григорий Васильевич привел домой к Орловым парикмахера, которому предстояло сделать Любочку блондинкой. Домашние не пришли от этого в восторг. Все семейство суетилось и, как могло, протестовало и возмущалось. Уже 14-летняя племянница Любови Нонна, увидев любимую тетю в столь непривычном обличье, расплакалась...

Именно с фильма Александрова «Веселые ребята» началась биография Орловой в кино. Превосходно вжившись в роль Анюты, Любовь очень быстро завоевала популярность и стала одной из самых известных актрис Советского Союза. Хотя при сдаче фильма Александров ожидал самого худшего, ведь в главной роли снималась дворянка, бывшая жена репрессированного и подруга иностранца. Опасения не были напрасны — поначалу картину объявили «хулиганской и контрреволюционной». Спас ее Сталин, которого игра Орловой привела в восторг. По его приказу начинающей актрисе присвоили почетное звание заслуженного деятеля искусств.

Когда артистке было 34 года, она вновь появилась на экране в мюзикле «Цирк». Картину тоже снял Александров, и она побила все рекорды по кассовым сборам среди советских фильмов благодаря игре актеров, в том числе и Орловой. За эту работу режиссер был отмечен высшей наградой и получил приз на показе во Франции, а также был награжден знаком отличия и премией Сталина.

К слову, о Сталине. После трагедии с первым мужем у Орловой развилась патологическая ненависть к вождю. Но сам Иосиф Виссарионович был довольно долго влюблен в нее. Однажды он пригласил Любовь Петровну на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать.

В конце 30-х вышли подряд три фильма, вознесшие Любовь Орлову на вершину актерской славы. Все эти фильмы, естественно, снял Александров. В «Цирке» его жена сыграла американскую циркачку, нашедшую в СССР вторую родину. В «Волге-Волге» — задорного почтальона Стрелку, грозу бюрократов. В «Светлом пути» — сельскую девушку Таню, ставшую известной ткачихой, а потом депутатом. И везде Любовь танцевала и пела песни, которые тут же разносились по стране. Она стала настоящей звездой — первым секс-символом страны, где о сексе говорили только шепотом. Кто-то вывел формулу ее успеха: «Орлова — это Марлен Дитрих плюс советская власть».

Это был рай Орловой и Александрова. Но рай этот создавался буквально потом и кровью — в основном ее. Для поддержания жизни подобного уровня — «мерседес», шофер, кухарка, сторож и так далее — необходимо было гораздо больше денег, чем могла дать даже их звездная деятельность в кино. И Любовь Петровна все свободное от съемок время концертировала. Иногда за один день приходилось петь 5-6 концертов! Она уставала так, что плакала, падала в обмороки. Иногда на гастролях возникали по-настоящему опасные ситуации. В 1952 году Любовь Петровна давала концерт в приграничном городе Западной Украины, где тогда были сильны антирусские настроения. Кто-то из публики подал ей необыкновенный букет роз.

Я сразу обратила на него внимание, — рассказывала потом Орлова. — Теперь я понимаю, что он был траурный. Белые розы, а в середине совершенно необычные — черные...

Уколовшись о розы, Любовь Петровна получила заражение крови. Оказалось, что шипы были пропитаны ядом. Чтобы спасти Орлову, Сталин послал личный самолет в Англию за лучшими врачами, и все обошлось. Разумеется, виновных в покушении искали. Многих в том городе арестовали, но человека, вручившего Любе отравленные цветы, так и не нашли. Всю оставшуюся жизнь Орлова боялась принимать подарки от незнакомых людей. А когда ее машина проезжала через толпу, вообще ложилась на пол — на всякий случай.

Война застала Любовь Орлову и Григория Александрова в Риге. С трудом они выбрались в Москву. Стали вдвоем делать «Боевые киносборники». Когда снимать кино в прифронтовом городе было уже невозможно, супруги уехали в Баку. Там Александров снял фильм «Одна семья», но приемная комиссия этот фильм забраковала как «слабо отражающий борьбу советского народа с оккупантами». В 1941 году Орлова участвовала во встречах с солдатами, которым предстояло уйти на фронт. Люди любили актрису, поэтому слушали и внимали каждому ее слову. Во время Великой Отечественной войны Орлова давала многочисленные концерты на фронте.

После войны Любовь Петровна стала еще популярнее благодаря судьбе и необычному стечению обстоятельств. Из-за существовавшего тогда «железного занавеса» между СССР и остальным миром советские зрители не могли знакомиться с зарубежными фильмами, и лишь некоторые посвященные, в число которых входил Александров, на закрытых показах просматривали картины, сделанные в Голливуде и в Европе. Именно тогда режиссер приметил Марлен Дитрих. Будучи эталоном талантливой актерской игры и безукоризненного стиля, актриса навела Григория Васильевича на мысль, что она и Орлова внешне похожи, и в своих фильмах он начал показывать Любовь Петровну утонченной и грациозной, копируя детали образа и поведения голливудской звезды.

Но Любовь Петровна находилась уже в возрасте, выглядеть на экране так же хорошо, как раньше, ей не удавалось. Именно по ее просьбе последний фильм Александрова с ее участием «Скворец и Лира» положили на полку. А от съемок в автобиографическом фильме о себе она вообще отказалась. Причина была одна — переживания из-за возраста. Хотя возможности у нее были большие, она использовала новейшие достижения косметологии. Но для съемок в кино эти средства не годились, и Орлова занялась работой в театре. Однажды актриса пришла в театр взволнованная: когда она переходила улицу в неположенном месте, милиционер крикнул ей вслед: «Девушка, вы куда?» Любовь Петровна сохранила стройность фигуры, но лицо безжалостно напоминало о прожитых годах. Она шутила: «Сзади пионерка, а спереди пенсионерка». Поэтому актриса отважилась на пластическую операцию — первой из всех советских женщин. Именно благодаря особому отношению к себе Любовь Петровна роскошно выглядела, и после пластики никто не мог сказать, сколько в действительности ей лет.

Детей у Любови Орловой не было — то ли из-за пошатнувшегося здоровья, то ли от нежелания нарушать заведенный порядок жизни, где в центре мироздания находилась она сама. Любовь к мужу, если она когда-то была, давно уже отошла на задний план. Александров и Орлова на людях общались с отменной вежливостью, называя друг друга на «вы» и по имени-отчеству. Всем, кто их знал, они напоминали не супругов, а давних деловых партнеров. Как рассказывали соседи Орловых-Александровых по даче, однажды охладев друг к другу в постели, актриса и режиссер так и не сумели найти других ценностей в семейной жизни, и интимное общение быстро прекратили, договорившись сохранять брак для вида. И характеры у них были очень разные: он — душа компании, она — молчаливая и замкнутая, надежно прячущая искренность за своей знаменитой улыбкой. Позднее она признавалась: «Мне хорошо только наедине с самой собой».

Умерла Любовь Орлова зимой 1975 года. Несколько лет перед уходом из жизни она страдала от злокачественного новообразования поджелудочной железы. Григорий Васильевич попросил врачей не говорить жене об этом: «Пусть думает, что это просто камни в почках». Он окружил ее трогательной заботой, в Кунцевской больнице не отходил от ее постели. Она выписалась и вроде бы пошла на поправку, но 23 января 1975 года на дне рождения мужа потеряла сознание. Через три дня ее не стало. Тысячи москвичей пришли проститься с любимой актрисой в Театр Моссовета, а потом на Новодевичье кладбище. Александрова вели под руки — казалось, он совершенно потерял волю к жизни. Григорий Васильевич пережил возлюбленную всего на 8 лет.

В 2014 году хранителем личных вещей и усадьбы Любови Орловой и ее супруга стал известный адвокат Александр Добровинский, который приобрел дачу актрисы и режиссера во Внукове. Как утверждают российские СМИ, Добровинский купил архив известной пары и их дом у внука Александрова (единственного сына Дугласа, Григория-младшего), который к тому времени успел привести все в упадок и распродать значительную часть записей и фотографий, а также участков вокруг дома. Теперь Александр Добровинский пристально следит за сохранением наследия великих людей.