Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Актер Дмитрий Ячевский: "Нам солдатам-срочникам никто не предлагал так много водки пить"

Российский и советский актер 3 июля отметил юбилей – 60 лет. В юности он не сразу поступил в ГИТИС, побывал почти в пекле, на Чернобыльской АЭС. Окончив в 1985 году ГИТИС, Дмитрий много лет работает ведущим актером Московского драматического театра . Накануне юбилея артист дал интервью "Ревизору.ru".

Актер Дмитрий Ячевский о своей жизни и карьере
Фото: РевизорРевизор

Дмитрий, можно сказать, что жизнь удалась?

Видео дня

Я с детства мечтал быть актёром. И это мне удалось. С другой стороны, я воспринимаю этот день рождения, юбилей как некоторое недоразумение, предательство со стороны природы. Кажется, все было недавно, первые спектакли, первые съёмки. И тут - бац! Я не склонен подводить итоги, отшучиваюсь, что слишком молод. У меня вся жизнь впереди!

На сколько лет себя чувствуете?

Мне кажется, где-то я застопорился в районе сорока. Иногда чувствую себя студентом, который делает всякие неразумные вещи, иногда ощущаю себя более взрослым человеком, у которого ответственность. Первое звание "Заслуженный артист" я получил в 35 лет. Это было для меня шоком. Помню, уговаривал , моего главного режиссёра, моего, во многом, учителя, не рекомендовать меня на это звание, для меня это было равносильно подведению итогов жизни. Но Екатерина Ильинична не послушала и велела мне ехать получать документ в Министерство культуры. А когда через десять лет, в сорок пять, она сказала: "Дмитрий, а теперь вы - Народный артист Российской Федерации"я умолял на коленях. Я реально думал, что так не может быть. У меня вся жизнь впереди, всё только начинается, а тут итог, какие-то обязательства. Она говорит: "Да нет никаких обязательств! Отвечайте на вопрос о том, как получили звание - доигрался!" Я вот так с тех пор так и отвечаю.

Вы ведь поступили в ГИТИС не с первого раза? В юности пришлось поработать и садовником, и техником - лаборантом.

Артистом я решил стать со второго класса. Я очень хорошо помню этот момент. Когда всем на новогоднем утреннике раздавали роли. Главная роль - пионер, который летел к звёздам, потом были всякие снежинки, грибочки. А я в тот момент был пухлым ребенком и визуально на роль пионера я никак не подходил. Но мне хотелось сыграть. Я помню это горькое разочарование от того, что меня не выбрали. И тогда-то во мне зародилось желание получить рано или поздно роль "пионера Вани" и работать над собой. К концу десятого класса я определил свою судьбу окончательно, понял, что быть мне артистом. Тем более, что считать я не умею. Физика приводит меня в уныние. Математика меня доводит «до белого каления» и бесит.

Гуманитарий!

Но в моей семье мама и папа были научными работниками и им хотелось, чтобы я продолжал их стезю. Моё решение стать артистом, конечно, их раздражало и очень волновало. Говорили: "Ну хорошо. Ты сначала получи профессию, а потом будь артистом". Стань там токарем или инженером, а потом пой или пляши. Я был в семье первый отщепенец, который решил себя связать с иллюзорным, прекрасным и великим искусством.

Но был же дедушка у вас, творческий человек, который повлиял!

Да, дедушка очень повлиял. По профессии учитель, он писал стихи, басни, рассказы, дедушка играл где-то на десятке музыкальных инструментов. И он писал прекрасные картины. Такой вот творческой личностью я воспитывался, жил у дедушки с бабушкой, а мама приезжала в гости. Родители конечно сказали свое слово, когда узнали, что я хочу быть артистом.

Папа меня спросил: "А что ты любишь?". Я сказал: "Ну я люблю путешествовать". "Есть замечательный факультет, на котором воспитывают географов. Я договорюсь. Иди на прослушивание. Если тебя не возьмут, то делай, что хочешь". Папа договорился со своим другом-преподавателем, я пришел на экзамен. Мне показали карту, предложили показать, где находится Зимбабве, потом Чили. Афганистан я начал искать в Южной Америке. Я прекрасно знал ответы, но сознательно завалил экзамен, пришёл домой и сказал: "Я провалился. Все нормально, да? Теперь я иду в артисты". В первый год в театральный я не поступил. Помню, как пришел домой и рыдал, а бабушка с дедушкой меня успокаивали. Я думал, что жизнь моя кончилась. В шестнадцать лет.

Мама сказала: "Надо найти тебе работу". В Советском Союзе была статья за "тунеядство". На следующий год я снова не поступил. Всё! У меня армия, у меня трагедия, я бездарный артист, я никому не нужен. И тут мне говорят: "Подожди, подожди, в "ГИТИСЕ" организована кафедра эстрадного искусства. Набирают артистов. Специальность - актёр театра, кино, музыкального театра, разговорных жанров эстрады". И я очень легко поступаю туда. Все 5 лет были замечательные педагоги. Моим художественным руководителем стал Борис Сергеевич Бурунов. Великий и неповторимый конферансье, деятель, личность.

Вы пришли на работу в театр из армии. Как это повлияло на творческую личность?

Армия помогла моему , актёрскому, человеческому. Это более глубокий, более серьёзный план, ощущение мира. Я перестал быть весёлым мальчишкой из ГИТИСА, я стал умнее, серьёзнее. Да, конечно, мне жалко этих полутора лет. Но в результате я счастлив, что они были.

В 1985 году я закончил "ГИТИС" и меня призвали в армию. Диплом получил прямо в коридоре института. Дожидаться официального вручения диплома в военкомате не позволили, нужно было срочно ехать в приёмный пункт. Отслужив 1,5 года вернулся в Москву. Собственно, все мои однокурсники уже были как-то устроены. Мне устроиться помогла мой педагог, мастер моего курса ГИТИСА , она подготовила меня к показу. И еще мне очень помогла в тот момент моя постоянная партнёрша по нашему курсу - такая замечательная актриса кино. Она считалась одной из самых красивых актрис советского кино.

Вы ведь сразу попали в театр "Сфера"?

Знаете, судьба подарила мне счастливый случай. В 1983 наш педагог по "Современному музыкальному театру" сказала: "Идите смотрите, появился новый певец на эстраде, который делает то, что никто не делает у нас, его зовут ". И мы пошли тогда в Дом культуры гостиницы , где должен был пройти концерт Валерия Леонтьева. Но он не состоялся, повесили объявление: "Увы, в связи с творческими проблемами концерт отменяется. И сегодня на сцене Дома культуры в гостинице "Турист" состоится спектакль "Московского драматического театра" студии "Сфера" - "Письма к незнакомке". В спектакле участвуют Васильева и Вестник». Ну не уходить же. И мы пошли. И спектакль на меня произвёл сильное впечатление. Таким образом, вариант, куда идти, кому показываться, где работать для меня не возникал. Так "Сфера" же. Вот "Сфера"! И я пришёл к Екатерине Ильиничне Еланской.

Она сразу вас взяла в театр?

Нет, она посмотрела на меня и сказала: "Посмотрите наш спектакль". Я просмотрел очень много спектаклей. Был в восторге. Потому что форма театра, способ общения со зрителями, драматургия – все было прекрасно. То, что делали актеры кардинально отличалось от всей стилистики советского театрального искусства города Москвы. От "Театрального романа" до "До третьих петухов"» . "Прощай, Гульсары!". Это такая мощная драматургия! Такая замечательная игра актеров. , , Евгений Вестник, просто не перечислить всех этих звёзд. Мне очень-очень понравилось. Мы с Ларисой Белогуровой, я помню очень хорошо, 30 декабря 1986 года пришли на показ. Слышал меня обсуждали: "Хороший артист, неплохой актёр. Что-то в нём есть. Но что-то он такой грустный…". А второй артист говорит: "Ну что ты хочешь? Парень только что из армии дембельнулся. Что ему веселиться?" 30 Декабря 1986 года я был принят на работу в театр "Сфера". Это был год тигра и по гороскопу я тигр.

Во время службы в армии вы участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, какова была ваша роль?

Я служил в армии в Ансамбле песни и пляски Московского Военного Округа, был ведущим и артистом хора. Условно ведущим хора. Я выходил и говорил: "Выступает ансамбль "песни и пляски". И так далее… Кстати, проходил несколько прослушиваний. Я в ГИТИС поступил с двух туров. А в Ансамбль песни и пляски мы с моим однокурсником прошли 4 тура. Вот такие боевые советские солдатики. Но когда произошла эта катастрофа, то наш ансамбль был первым коллективом артистов, которых послали в Чернобыль поднимать боевой дух ребят, которые руками, лопатами, вертолетами разгребали последствия аварии. Мы выехали туда через полтора месяца после взрыва и провели там неделю.

В самом пекле этом неделю?!

Мы были в километре от зоны. Нас отвозили на грузовиках петь, выступать. И поскольку радиация была вокруг нас, то мы, собственно говоря, были признаны государством ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.

Последствия радиации сказываются?

Ну, например, у меня давно уже вставные зубы.

Вы видели фильмы об этой аварии? Как их оцениваете?

Меня приглашали участвовать в нашем сериале о Чернобыльской АЭС, не сложилось по времени. Видел фильм, снятый HBO. Тяжеловато вспоминать дни, проведённые в Чернобыле, но я их хорошо помню. Там было щемящее чувство безысходности. Рядом смерть отсроченная, в метре. "Вот тропочка, только по ней ходите. Знаете, у нас тут пошёл в лес солдат. Зашёл по малой нужде. Ну и что? Сейчас в госпитале лежит". Радиация — это туман, которого не видно. Вот в яму солдат спустился, а из нее уже не вышел, был такой уровень радиации, который не позволил ему даже подняться. Сериал очень хороший. Показано то, что было. Вот только никто нам, солдатам-срочникам, не предлагал так много водки пить.

Как относитесь к специальной военной операции?

Хотел бы выступить на Донбассе, но пока никто не приглашал. Наш театр проводит большую работу, мы перечислили одними из первых сборы от наших лучших спектаклей в фонд беженцев ДНР и ЛНР. На наши спектакли постоянно ходят беженцы, как взрослые, так и дети. Конечно, мы хотели бы поехать на Украину и сказать этим ребятам, которые воюют, что мы с ними, мы за них и они делают великое дело. Мы полностью поддерживаем политику президента, политику нашей страны. Никаких сомнений нет, есть только гордость, что мы – Россия проводим эту операцию и освобождаем наших современников, жителей Украины, от этой чудовищной коричневой чумы.