"Смоктуновский в юбке": народной артистке Ольге Волковой исполняется 85

Народной артистке Ольге Волковой 15 апреля исполняется 85 лет. Ее взлет в кино связан с Эльдаром Рязановым. "Гений, обойденный кинематографом, Смоктуновский в юбке!" - так говорил великий кинорежиссер о ее актерском даровании.

"Смоктуновский в юбке": народной артистке Ольге Волковой исполняется 85
© Российская Газета

Специально для Ольги Волковой он написал роль Кати Ивановой в фильме "Небеса обетованные", но чаще ее называют "королевой эпизода" - вспомним небольшую, но яркую роль официантки в "Вокзале для двоих", гувернантки в "Бедной Саше", а из самого свежего - бабушку в новых "Папиных дочках"… Актриса и сейчас продолжает сниматься и выходить на сцену. К юбилею - вспоминаем, о чем говорила актриса в интервью разных лет.

О днях рождения

Дня рождения у меня три. 22 июня 1967 года я репетировала в ТЮЗе сказку Джанни Родари "Джельсомино в Стране лжецов". Я в этом спектакле пела, а рядом с 10-метровой высоты упал большой горшок. Я всегда очень собранна, у меня хорошая координация, но в тот момент что-то этому помешало - я не успела увернуться и поймала горшок на голову. На доли секунды потеряла сознание, меня отправили в больницу, где сообщили, что я была на сантиметр от смерти. Это был мой второй день рождения.

А спустя много лет, уже работая в БДТ, мы репетировали с Андреем Толубеевым. Он летал на специальном лассо под двухскатной крышей, а я пристегивала и отстегивала карабин у него на поясе. Уговорила Георгия Товстоногова, что буду сама делать это в темноте, я маленькая и шустрая, могла сделать все точно и незаметно. Товстоногов был категорически против, говорил, что я не монтировщик, но я убедила. Выползала в темноте, прикрепляла Толубеева и так же открепляла. И однажды, только я его открепила и мы разошлись, - рухнула крыша! Если бы в тот миг мы находились там, от нас бы осталось мокрое место. Это было 2 января, кажется, 1989 года. Мой третий день рождения.

Об актерском даровании и вере мамы

На домашнем худсовете всеми, кроме мамы, мне был вынесен приговор: артисткой ей не быть. Мама единственная видела во мне, маленькой, актерскую природу. Она провоцировала меня на выступления: дома праздник - станцуй, подготовь сценку, выступи на школьном мероприятии. Она подзуживала меня, ставила в неожиданные ситуации, доставала для меня костюмы. А однажды даже уговорила выйти с репликой в сцене с дедом, известным актером Иваном Александровичем Вольским, во время домашней репетиции. Все, конечно, засмеялись, когда я выскочила и произнесла свои три слова, а дед, он был очень строгий, сказал: "Молодец, но, чтобы больше этого никогда не было!" А мама продолжала в меня верить. Мы писали стихи, рисовали, пели, сочиняли, творили.

Об Эльдаре Рязанове и роли официантки Виолетты

Эльдар Рязанов был удивительным человеком. Он первый в России, а может быть и в мире, создал свою кино-труппу. Все, кто начинал у него сниматься, продолжали сниматься в других его фильмах, в разных амплуа. Он всегда использовал новые грани актера, показывал его в новом качестве. На съемках он был как генерал на плацу. Руководил всем процессом так, что мог расколотить вдребезги мегафон. Эльдар Рязанов имел жесткую точку зрения и с ним спорить боялись. А из меня просто перло. У меня возникало гигантское количество нюансов. Зрителю может быть незаметно, но для меня костюм как кожа. Я человек бунтующий и ненавижу вранье. Мне всегда казалось, что героиню надо одевать по зарплате, а художникам часто хочется принарядить поприличнее. И я спорила до хрипоты, борясь за достоверность. Виолетту я поехала подсматривать в буфет на Витебский вокзал. И подсмотрела. Вышла одна с блюдом. Так вот на этом блюде она буквально несла себя. Спрашиваю: "Кто это?" "Это наша артистка, - объяснили мне. - Не поступила в театральный".

Актриса Ольга Волкова в фильме "Вокзал для двоих" в роли Виолетты, официантки. Фото: kinopoisk.ru

Чем Питер красивее Парижа

И я сама родилась, и предки мои не знаю до какого колена рождались в Питере, но один не очень адекватный человек, гардеробщик в БДТ, а все неадекватные люди любят меня, подходят на улице, прямо как родные, увидев однажды мое лицо (в тот момент у меня очень тяжело болела мама) сказал: "Вы живете не в своем городе, вам надо уезжать". Годы спустя я переехала в Москву.

Помню, в молодости, впервые подъезжая к Москве, была ослеплена ее красотой, зеленью и неровностью ландшафта. Когда я увидела Яузу, то обалдела и замерла, - около меня даже машина остановилась, и молодой человек предложил подвезти, хотя я была не очень привлекательной. Видимо, из меня такая энергетика перла в тот момент, что я похорошела. Но даже после переезда Питер остался во мне. Однажды, поднявшись на Эйфелеву башню, и посмотрев на сказочный Париж, я убедилась в том, что Питер красивее.

О счастье работать и после 80-ти

Это же такое счастье Бог послал: в 80 лет иметь много работы! А не сидеть дома и смотреть в окно. Актер - не инженер и не сварщик, он должен умирать на сцене. Это творческая профессия, поэтому сколько дано здоровья и сил, столько и нужно играть. Мне интересно жить, придумывать, изобретать, это же такой азарт. Сейчас репетирую новый спектакль, и мне приятно самой принести какой-то реквизит, дополнить образ, что-то придумать, украсить спектакль. Все это входит в мою актерскую палитру - костюм, разные приспособления. Я очень внимательна к тексту, ведь сейчас часто пишут неаккуратно, порой так, как говорить просто нельзя.

Справка "РГ"

Ольга Владимировна Волкова (урожденная Политова) родилась 15 апреля 1939 года в Ленинграде в актерской семье. В 1960 году окончила актерскую студию при Ленинградском ТЮЗе, где играла в 1957-1970 годах. В 1970-1976 годах служила в Ленинградском театре комедии, а после более 20 лет играла в БДТ им. Товстоногова. В 1997 году актриса переехала в Москву. Сыграла в большом количестве кинофильмов и сериалов.