Войти в почту

Ударные - сердце оркестра. Чему научили великие дирижёры?

Заслуженный артист России Валентин Гордеев рассказал «АиФ-НН», как к нему пришло увлечение ударными инструментами. 1 июля концертом в Кремлёвском зале музыкант отметил 70-летие и полувековой юбилей творческой деятельности. 30 ударных для Майи - Валентин Дмитриевич, вы уже полвека в искусстве. Как вы стали музыкантом? - Судьбе суждено было распорядиться таким образом, чтобы я выбрал эту профессию. В симфоническом оркестре Горьковской филармонии за вторым пультом в группе виолончелей играл мой отец, Дмитрий Михайлович. Музыкой я «заболел» рано, прошёл все ступени: музыкальную школу, училище, консерваторию. Студентом училища я уже преподавал в музыкальной школе, учил юных пианистов. - Пианистов? А как же барабаны, литавры? - Свою роль сыграло моё увлечение ударными инструментами, меня эпизодически приглашали для участия в концертах симфонического оркестра. Израиль Борисович Гусман, выдающийся дирижёр, руководивший в то время в Горьком филармоническим коллективом, как-то привёл мне слова известного венгерского маэстро Артура Никиша, считавшего ударные сердцем оркестра. Разве после такой оценки откажешься от предложения Гусмана покорить литавры? - Кстати, об ударных. Названия некоторых инструментов просто поражают воображение: маримба, бонги, вибрафон, чокало, тамтам, кротали, вуд-блоки, реко-реко, рототомы. - Ударные - одни из древнейших в мире. У каждого народа они получили своё название: тамтам, например, пришёл к нам из Африки, а маракасы - из Бразилии. Нижегородцы могли услышать, как звучат ударные, когда наш симфонический оркестр на авторском вечере Родиона Щедрина исполнил его «Кармен-сюиту». Вы знаете, сколько ударных предусмотрел композитор, создавая аранжировку музыки Бизе? Тридцать! Такой необычный состав особенно эффектно подчеркивает танцевальность музыки, ставшей основой балета с легендарной Майей Плисецкой. Самба концертмейстера - Из всей коллекции ударных какому инструменту отдаёте предпочтение? - Литаврам, хотя как концертмейстер обязан владеть всем арсеналом ударных. Перед каждым концертом я регулирую литавры. Да-да, не удивляйтесь, настраиваю, как настраивают скрипку или фортепиано. - Вам не откажешь и в артистизме: у вас выразительная мимика и пластика рук, можете выстроить яркую мизансцену. Меломаны запомнили ваш эффектный выход на авансцену с маракасами в руках в бразильской самбе. - Это диктовала программа «Музыка в джинсах». Исполняя академическую музыку, подобное себе, конечно, не позволишь. - Какое произведение сольного репертуара вам особенно дорого? - «Болеро» Равеля. Оно отличается необычностью оркестрового замысла. На фоне подчёркнуто чёткого танцевального ритма у меня почти двадцатиминутное соло на малом барабане, звучащее с использованием крещендо от пианиссимо до фортиссимо. Однажды во Франции по настоянию публики «Болеро» пришлось даже бисировать - случай довольно редкий, если не сказать больше - исключительный. Высекать огонь - Вас связывает давнее творческое сотрудничество с народным артистом России Александром Михайловичем Скульским, ныне возглавляющим оркестр: оба пришли в оркестр, когда им руководил Гусман. - С Александром Михайловичем работаю более сорока лет. С ним было немало творческих побед, открытий в исполнении многих произведений отечественных и зарубежных композиторов. - Но вы немало играли и с другими дирижёрами. - Мне посчастливилось выступать с выдающимися мастерами музыкального искусства: Евгением Светлановым, Натаном Рахлиным, Юрием Темиркановым, Марком Эрмлером, Кириллом Кондрашиным, Карлом Элиасбергом, Юрием Симоновым. Общение с ними на репетициях и концертах, советы и замечания становились своеобразным мастер-классом, яркой иллюстрацией слов французского писателя Ромена Роллана о музыке, которая «должна высекать огонь из людских сердец». - Династия музыкантов Гордеевых получит продолжение? - Дети, дочь и сын, - юристы, хотя оба любят музыку. Может быть, внуки займутся искусством - их у меня пятеро. Правда, самый старший, Никита, увлекается спортом. Подаёт надежды внучка: она неплохо играет на фортепиано, занимается в музыкальной школе. Самым же главным для себя считаю, что я состоялся в профессии, которой отдал полвека!

Ударные - сердце оркестра. Чему научили великие дирижёры?
© АиФ Нижний Новгород