Войти в почту

Минкультуры просят создать сеть бюджетных кинотеатров за 1,5 млрд

Кинопродюсер Олег Тетерин («Тетерин Фильм») обратился с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому с предложением поддержать его проект сети быстровозводимых кинотеатров в малых и средних городах с приоритетным показом российского кино. Под инициативу продюсер предложил выделить 1,5 млрд рублей, т.е. 20% от всей суммы господдержки кинематографии в год. На эту сумму он планирует возвести 100 кинотеатров в регионах в течение полутора лет. Об этом «Известиям» сообщил сам Олег Тетерин. В Министерстве культуры подтвердили получение письма и обещали его рассмотреть к сентябрю. В качестве аргументов в пользу своего предложения продюсер привел факты неэффективности распределения господдержки. — Сегодня сложилась такая ситуация, что многие фильмы, которые снимаются при господдержке, проваливаются или просто не доходят до проката. Есть такие продюсеры, что берут деньги на одно, а снимают другое и т.д. В то же время фильмы некоторых продюсеров, которые реально занимаются кино, часто не окупаются — не из-за низкого качества фильма или недостатка рекламы, а малого количества сеансов для российского кино и мощной конкуренции с западными картинами. Это и послужило поводом для нашего письма министру, — пояснил Тетерин. — Вся наша сеть потребует затрат в 1,5 млрд рублей и обеспечит сотням российских фильмов большое количество сеансов (на один релиз — по 1 тыс. сеансов). Как известно, Министерство культуры тратит на производство от 5,4 млрд до 6 млрд рублей ежегодно. Мы обратились в ведомство с предложением, чтобы 20% (1,5 млрд) от этой суммы господдержки отдать на развитие нашей киносети, которая позволит окупаться российским картинам. А оставшиеся 80% — отдать тем продюсерам, кто действительно занимается делом. По приведенным подсчетам продюсера, в России из 23 тыс. сеансов на 3,8 тыс. экранах на отечественные картины приходится 1,5–3 тыс. экранов. Соответственно, новая киносеть с 500 экранами сможет обеспечить российскому релизу до 30% дополнительных сеансов, отмечает продюсер. — Почему именно нам должны пойти эти средства? Так как только наша сеть нацелена на патриотическую концепцию — нужно отдавать приоритет российским фильмам и российским продуктам, — подчеркнул продюсер. Сеть будет состоять из мультиплексов от 5 до 7 залов, в некоторых городах — 10 и 14 залов. В зале — до 50 мест. Если рыночная стоимость строительства кинотеатра, по словам Тетерина, составляет около 75 млн рублей, то кинотеатр новой сети обойдется в 15 млн рублей (3 млн на сооружение одного зала). Экономия достигается благодаря уникальной, запатентованной компанией «Тетерин Фильм» модульной конструкции, которую можно возвести в любой точке мира за 2–3 недели, уже готовой для кинопоказа. — Мы изучили мировой опыт и нашли технологию, которую никто в мире не сможет повторить без нарушения наших авторских прав. Мы планируем продавать лицензии на эту конструкцию, объединив впоследствии всё под одной управляющей компанией. Это позволит нам создать первую международную киносеть, с помощью которой можно будет продвигать отечественный контент за рубежом, — рассказывает продюсер. Кроме того, отмечает Тетерин, экономия будет достигаться за счет сниженной арендной платы. Если обычные кинотеатры располагаются на территории торговых центров, где аренда стоит около 6 млн рублей в год, киносеть «Тетерин Фильма» будет занимать муниципальные площади — или бесплатно, или по сниженным расценкам. В этом проекте у «Тетерин Фильма» уже есть три партнера. Алексей Петрухин («Русская Фильм Группа») участвует в строительстве первого кинотеатра подобного рода в Кондрово Калужской области (20 тыс. населения), в Покрове Владимирской области (18 тыс.) — еще один частный инвестор, который не хочет афишировать свое имя. Часть будет возводиться за счет «Тетерин Фильма», часть — за счет некоей госкорпорации (какой именно, пока не раскрывается). Поиск соинвесторов продолжается. Всего планируется построить 100 кинотеатров сети. Первые 14 должны открыться до ноября этого года, еще 86 — в течение первой половины следующего. Какие именно города войдут в этот список, пока не сообщается, но, как отметил Олег Тетерин, подходящих пунктов множество. — Вообще не имеют ни одного кинотеатра порядка 680 городов России (сюда входят и с 1 тыс., и с 5 тыс. жителей, которые нами вряд ли будут рассматриваться), в 370 — всего один кинотеатр, и, как правило, не самый комфортабельный, но куда люди всё равно вынуждены ходить и платить 150–250 рублей. У нас же стоимость билета будет фиксированная на все сеансы — 99 рублей. Несмотря на низкую цену, на окупаемость мы планируем выйти уже через 2,5 года, — уверен продюсер. Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов считает, что инициатива должна пройти экспертную оценку профессионалов — владельцев киносетей, специалистов по региональной политике и др. — Довольно легкомысленно утверждать, что столь легко можно повысить эффективность господдержки кинематографии. Даже если 80% отдать самым эффективным продюсерам, боюсь, процент «неэффективности» будет тот же, — отмечает Сельянов. — Далее, допустим, можно построить кинотеатр за небольшие деньги (хотя дешевое далеко не всегда значит хорошее), но ведь нужно еще поддерживать на плаву. Штат, коммунальные услуги, отчисления правообладателям, реклама и далее по списку — кто это возьмет на себя? Особенно, если показывать только российское кино — затраты будет трудно компенсировать. Если власти в регионах возьмут это бремя на себя, то тогда у проекта появляются шансы. Но наша практика показывает, что местные власти соглашаются на это с трудом. В 2009 году уже была предпринята попытка создать сеть кинотеатров в регионах. Продюсер Федор Бондарчук, основатель «Кронверк Синема» Эдуард Пичугин и продюсер Сергей Сельянов заявили о намерении создать в России новую сеть кинотеатров под названием «Кино Сити». Планировалось, что в течение 4 лет будет построено 122 кинотеатра в городах, где проживает не менее 400 тыс. человек. При запуске компании речь шла о 10 млрд рублей инвестиций, получить которые инициаторы проекта предполагали от государства и частных инвесторов. Однако кризис спутал карты: в стране замерло строительство торгово-развлекательных центров, остановились не только социальные, но и коммерческие проекты кинотеатров. Идея проекта была реанимирована в 2010 году. На одном из заседаний высшего совета «Единой России» обсуждался партийный проект «Киноклуб», в рамках которого планировалось построить многозальные кинотеатры в малых городах России. Предполагалось, что оператором этого проекта станет компания «Кино Сити». Кроме политической поддержки «Киноклуб» рассчитывал на кредиты госбанков. Строительство 49 кинотеатров «в таких городах, как Пикалево», оценивалось в 8 млрд рублей. Несмотря на обещанную поддержку федеральными властями, как рассказал «Известиям» Пичугин (сегодня — гендиректор «Ленфильма» и глава НП «Киноальянс»), развивать сеть пришлось за счет личных средств инициаторов, а также кредитных займов, взятых под личное поручительство. В итоге сеть построила четыре крупных кинотеатра в регионах, а также помогла в реставрации и переоснащении еще десяткам. — Наиболее реальный способ развития регионального кинопроката — переоборудование заброшенных ДК. В лучшем случае (если здание находится в более или менее хорошем состоянии), это требует порядка 6–8 млн рублей. Однако остаются еще значительные траты на управление кинотеатром, — отмечает Пичугин. — Строительство кинотеатра с нуля по меньшей мере стоит более 200 млн. Поэтому сейчас, в кризис, все проекты по расширению киносетей заморожены. И если у «Тетерин Фильма» действительно что-то получится, вся индустрия примет это с восторгом. По мнению Пичугина, количество экранов необходимо увеличивать, и здесь нужно участие государства. — То, что экранов не хватает и их количество нужно увеличивать — в интересах и российского кино, и российского зрителя, — это абсолютная правда. При очень низкой маржинальности кинопоказа рост кинотеатров напрямую зависит от государственного вмешательства. Не только потому, что от этого напрямую зависят сборы и, соответственно, доходы кинопроизводителей. Кино — это самый демократичный способ досуга миллионов россиян, и кинотеатры в сущности выполняют социальную функцию, — уверен Пичугин. Гендиректор кинокомпании «Тетерин Фильм» Олег Тетерин ранее являлся учредителем и президентом компании «Суперфон». Из-за спора об авторстве технологии доставки рекламы на мобильный телефон в 2007 году Тетерин стал фигурантом уголовного дела о нарушении изобретательских и патентных прав, из-за чего в 2009-м был приговорен к штрафу в 150 тыс. рублей. Как продюсер Олег Тетерин участвовал в картинах «Вий» (один из рекордсменов российского кинопроката — сборы составили 1,2 млрд рублей), «В спорте только девушки», голливудском проекте «Повар на колесах» Джона Фавро со Скарлетт Йоханссон и Дастином Хоффманом, и др. В 2014 году Олег Тетерин уже обращался в Министерство культуры с письмом, в котором предлагал на законодательном уровне обязать россиян указывать паспортные данные при скачивании пиратского контента.

Минкультуры просят создать бюджетные кинотеатры
© ТАСС/Интерпресс/Андрей Сидоров