Войти в почту

Георгий Данелия: Пепелац из фильма «Кин-дза-дза!» переполошил Министерство обороны

Мы поздравили Георгия Николаевича с юбилеем и поговорили о его фильмах и сценариях. «Джентльменам удачи» помог женский смех - Если бы вы сегодня снимали ваши картины, какие изменения внесли бы в сценарий? - Наверное, Мимино работал бы сейчас не в России. У нас же нет отношений между Россией и Грузией. Значит, Мимино был бы где-то в Берлине, Нью-Йорке, Париже или Стамбуле. А мне это неинтересно - я москвич. Поэтому сегодня «Мимино» мне бы и в голову не пришло снимать. - Переживаете, что мы теперь врозь с Грузией? - Мне все это не нравится. Для меня что Россия, что Грузия, что Украина - одна страна, один народ. Жаль, что нас пытаются сделать врагами. - Как вы придумывали сюжеты для будущих фильмов? - Бывало, и ночами не спал, мучился. А вот, например, сценарий «Джентльменов удачи» сочинился легко благодаря Виктории Токаревой. Если бы она не умела так заразительно смеяться, то сценарий не был бы таким смешным. Я что-нибудь придумаю - она захохочет. А мне сразу охота еще что-нибудь смешнее написать, чтобы она еще громче хохотала. Мы так смеялись, что у соседской собаки случилось психическое расстройство... - Многие считают, что фильм «Джентльмены удачи» снимали вы. Хотя в титрах указан режиссер Александр Серый. - Я помогал ему. С Шуриком Серым я дружил, вместе за одной скамьей учились. Но он за драку попал в тюрьму, не доучился и не получил диплома режиссера. Когда вышел из тюрьмы, ему киношное руководство ничего не давало ставить. Я просил за него и в министерстве, и в ЦК. Потом мы с Токаревой написали специально для Серого сценарий «Джентльменов удачи», чтобы ему помочь. Но он, когда начал снимать, тяжело заболел - рак крови. Часто лежал в больнице. Поэтому я помогал на съемочной площадке. Судьба Серого трагична: способный, красивый человек покончил с собой из-за болезни. (Кстати, знаменитые жаргонные фразы типа «моргалы выколю, рога поотшибаю» добавил в «Джентльменов» именно Серый: пригодился тюремный опыт. - Ред.) Хотел отдать роль Бендера Михалкову - Читала, что ради фильма «Не горюй!» вы отказались снимать картину «Золотой теленок»... - Да. Я должен был снимать картину об Остапе. И видел в роли Остапа Владимира Басова или Никиту Михалкова. Но тут как раз получил согласие от киноруководства на мой авторский фильм «Не горюй!», о котором давно мечтал. И потому отдал «Золотого теленка» Леониду Гайдаю. Я видел кинопробы многих актеров на эту роль. Лучшим был Никита Михалков. Его утвердили на Бендера, но велели сбрить усы. Никита отказался - сказал, что если мужчина отпустил усы, то не может их сбрить никогда, в чем я с ним согласен. - Никиту Михалкова вы сняли в фильме «Я шагаю по Москве». Говорят, однажды вы чуть не довели его отца Сергея Владимировича до сердечного приступа? - Он сам мне в этом признался. Съемочная смена затянулась до полуночи, я очень устал. Довез Никиту на дачу и попросил его вынести мне стакан их самодельной водки. Хотел снять напряжение. А Сергей Владимирович увидел, как Никита на цыпочках прошел на кухню, открыл буфет и налил стакан. «Меня чуть сердечный приступ не хватил - думаю, мой сын водку стаканами ночами хлещет», - потом попенял мне Михалков-старший. Как исчез корабль инопланетян - «Кин-дза-дза!» - самый мой многострадальный фильм. Много было сложностей со съемками. Помню, пропал наш пепелац. Приехали мы в пустыню Каракумы. С большим трудом добились, чтобы на месяц нам освободили ведущих актеров трех театров: Вахтанговский - Яковлева, МХАТ - Любшина, «Ленком» - Леонова. И вот они и еще 60 человек киногруппы сидят в пустыне и ничего не делают. Надо платить за жилье, суточные, зарплаты. А мы в простое из-за того, что пропал пепелац - здоровенная махина, которую, как позже выяснилось, по ошибке отправили во Владивосток. Железнодорожники не могли понять, что надо искать - что такое пепелац? Директор «Мосфильма» привлек к поискам даже КГБ. В итоге спустя месяц пепелац нашли. Многое из задуманного не получилось, купленная для съемок механика не работала. Нередко реквизит искали по мусоркам, все делали сами, очень примитивно. Но после выхода фильма ко мне обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты для его картины. Сказал, что его впечатлило, как у нас летает пепелац. А я ему: «А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицапу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом». Он и обратился. Потом мне позвонили из Министерства обороны и наорали: «Вы что дурака валяете?» Я им: «Вы должны радоваться, что американцы всерьез думают, что у вас такая супертехника, способная любую громаду в воздух поднять!» - Многие рестораны сегодня носят названия ваших картин. Не хотите запатентовать придуманные вами фразы и получать дивиденды? - Мне не приходило это в голову. Знаю, есть рестораны «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза». Это народное признание. 8 лучших фильмов мастера: «Я шагаю по Москве» (1963) «Тридцать три» (1965) «Не горюй!» (1968) «Афоня» (1975) «Мимино» (1977) «Осенний марафон» (1979) «Кин-дза-дза!» (1986) «Паспорт» (1990) ЗА КАДРОМ Афоней мог стать Высоцкий - Вы собирались позвать в свое кино Владимира Высоцкого... - Мы планировали его на роль Афони. Даже думали, он в кадре будет играть на гитаре. Высоцкий хотел сниматься, сам заходил к нам в группу. Но, к сожалению, не получилось. Вел я переговоры по поводу роли Афони и с Даниэлем Ольбрыхским. Но утвердили Леонида Куравлева. Афоне в исполнении Куравлева зрители прощают то, чего бы никогда не простили Афоне Высоцкого или Ольбрыхского. Кстати, после премьеры «Афони» жены сантехников нас критиковали за то, что мы слишком обаятельным показали героя. Я получал письма: мол, товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником? В ответном письме я признался, что не спал - ни с пьяным, ни с трезвым. КСТАТИ Из-за Берия чуть не выгнали из комсомола - Я учился в архитектурном институте. У нас была трехмесячная практика, меня как студента отправили на строительство здания МГУ. В те годы у меня была одна запомнившаяся встреча. Где-то году в 1950-м я шел в институт. Мне было 20 лет. Держал в руках большие подрамники для картин. Я живу на Чистых прудах, а это было на улице Жданова. В этот момент подъехала машина, вылез Берия с охраной. Охрана профукала, и я оказался рядом с ним. Не растерялся, опустил планшет и протянул руку со словами: «Здрасте, Лаврентий Павлович». И он со мной за руку поздоровался. Я пришел и похвастался всем в институте. Все мне завидовали. Потом Берия посадили и расстреляли. И на одном комсомольском собрании кто-то вспомнил: «Слушайте, товарищи, а ведь Данелия у нас с Берия якшался». Из-за этого меня чуть из комсомола не выгнали!

Георгий Данелия: Пепелац из фильма «Кин-дза-дза!» переполошил Министерство обороны
© Комсомольская правда