Войти в почту

Einstürzende Neubauten исполнили в Москве плач по жертвам войны

Выдающаяся немецкая группа Einstürzende Neubauten наконец выступила в России со своим альбомом-шедевром Lament. Концерты в Санкт-Петербурге и Москве должны были состояться раньше, в год столетия начала Первой мировой войны, которой и посвящена пластинка. Но полученная в ходе европейского тура травма руководителя ансамбля Бликсы Баргельда стала причиной отмены нескольких концертов. И вот россияне услышали и увидели Lament в том виде, в котором, по замыслу его авторов, его и нужно воспринимать. Недаром участники группы настаивают: Lament - скорее, не альбом, а документальная фиксация перформанса, который необходимо наблюдать вживую. Те, кто пришел субботним вечером в московский клуб Yotaspace, смогли в этом убедиться. Как и в 2008 году, когда Einstürzende Neubauten приезжали с презентацией пластинки Alles Wieder Offen, сцена была заставлена массой причудливых инструментов. Традициям "Новостройки" не изменяют - лишь слегка их модернизируют. Если в восьмидесятых Бликса и компания устраивали настоящий звуковой террор посредством строительных инструментов и металлолома, впоследствии они перешли к более гуманному саунду, не утратив любви к необычным источникам звуков. И наблюдать за тем, как группа музицирует - зрелище поистине завораживающее. Особенно - при таком материале. Открывающая альбом нойзовая композиция Kriegsmaschinerie, имитирующая звуки военной промышленности накануне грандиозной бойни, стала фоном для антивоенной демонстрации Бликсы. Затем участники "Новостроек" хором страшно громыхнули: "Ура!" и перешли к Hymnen, обыгрывающей роковую похожесть некоторых империй-антагонистов, которым была суждена скорая гибель. Для создания своего обширного антимилитаристского полотна, горизонты которого выходят далеко за рамки грандиозной трагедии 1914-1918 годов и последовавшей за ней Второй мировой, Einstürzende Neubauten использовали несколько ее ярких эпизодов, описанных при помощи интереснейшего документального материала, куда был остроумно вплетен изящный вымысел. Невероятная по своей атмосфере тревожная Willy - Nicky Telegrams, постмодернистские приветы дадаистам In De Loopgraf и Hinterland, нарисованная посредством перкуссии хронологическая таблица Первой мировой, песни "Адских бойцов Гарлема", творение американца Питера Сигера по мотивам казачьей песни из "Тихого Дона" - в живом исполнении все это действительно зазвучало совсем иначе, утратив расчетливую холодность студийной записи, но обретя новую удивительную глубину. А кульминационные вещи - небольшая трилогия Lament, часть которой представляет собой леденящий кровь плач по жертвам войны, и жуткий реквием по "потерянному поколению" How Did I Die? - погрузили слушателей в совершенно непередаваемое состояние, сравнимое с тем, которое может возникнуть при прослушивании заупокойной мессы. Ближе к концу прозвучала Let’s Do It A Da Da, безоговорочный хит из предыдущего альбома, что дало надежду поклонникам услышать еще несколько любимых вещей группы. Надежда не оправдалась - песня была включена в сет в связи с тем, что, по мнению авторов, как нельзя лучше вписывается в концепцию Lament. Своеобразный гимн дадаизму, ставшему одной из форм протеста военному апокалипсису, который в начале прошлого века ужаснул всю Европу, сильно диссонировал с мрачно-печальным материалом. И с учетом невероятной пессимистичности общего посыла последней работы "Новостроек" прозвучал он особенно зловеще. Выступление Einstürzende Neubauten с программой Lament трудно назвать концертом в полном смысле слова - так же, как одноименную пластинку - альбомом. Поэтому многие любители индастриала, упустившие момент превращения группы в камерный авангардный (как бы Бликса ни противлся этому термину) проект, наверняка ушли несколько разочарованными. Те же, кто успел оценить масштабы Lament, пережили один из самых эмоционально насыщенных вечеров в своей жизни.

Einstürzende Neubauten исполнили в Москве плач по жертвам войны
© Российская Газета