Войти в почту

Суфражистки открывают лондонский кинофестиваль

Александр Кан обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры Фильм "Суфражистка" откроет начинающийся в среду 59-й Лондонский кинофестиваль. Традиция открывать фестиваль британской картиной сложилась уже давно, она – неотъемлемая часть акцента на приоритет национальному кинематографу, которому все труднее и труднее сохранять свои характерные особенности в условиях растущей интернационализации мирового кино и широкой международной палитры программы ЛКФ. "Суфражистка" подходит для этой роли просто идеально. Это не только фильм британского режиссера (45-летняя Сара Гэврон больше всего известна экранизацией одноименного культового романа Моники Али "Брик Лейн"), по сценарию самого авторитетного на сегодняшний британского кинодраматурга Эби Морган ("Железная леди", "Стыд", "Женщина-невидимка"), с участием ведущих актеров британского кино (Кэри Маллиган, Хелена Бонэм-Картер, Бен Уишоу). И даже участие в фильме голливудской звезды Мерил Стрип лишает его британского налета. После роли Маргарет Тэтчер в фильме "Железная леди" ее здесь считают почти своей. Фильм – история зародившегося здесь в Британии на рубеже XIX- ХХ веков женского движения. Слова "феминизм" тогда еще не существовало, и "суфражистками" (от французского suffrage — избирательное право) называли женщин, которые вели отчаянную, зачастую радикальную, не исключавшую и насилие борьбу за эмансипацию и за свои права, главным из которых была возможность избирать и быть избранным. Британские женщины по праву гордятся своей ролью в движении суфражисток, хотя успеха – обретения права голосовать – им удалось добиться только в 1928 году, много позже, чем их единомышленницам в других странах. В Новой Зеландии женщины получили избирательное право в 1893 году, в Австралии – в 1902, в России – в 1917, в США – в 1920. Громкие премьеры Как обычно в Лондоне, где конкурсная программа, в отличие от более престижных Канн, Венеции, Берлина и все более набирающего авторитет Торонто, остается все же на периферии всеобщего внимания, главный интерес вызывают именно такие фильмы как "Суфражистка", премьеры которых вынесены в главные торжественные показы. Закроет фестиваль – этот показ считается не менее значимым и престижным, чем открытие - байопик "Стив Джобс" о скончавшемся четыре года назад и ставшем еще при жизни легендой основателе компании Apple. И хотя и сам Джобс, и его Apple – это ярчайшее воплощение "американской мечты", здесь тоже без британского участия не обошлось. Прославившийся погруженным в наркотический бред культовым фильмом "На игле" (Trainspotting) режиссер Дэнни Бойл с тех пор получил целую охапку "Оскаров" за "Миллионера из трущоб", а поставленная им торжественная церемония открытия Лондонской Олимпиады 2012 года и вовсе ввела его в высшую лигу британского культурного истеблишмента. Не меньший интерес привлекают и другие участники фильма: роль Стива Джобса сыграл сверхпопулярный Майкл Фассбендер (опять-таки британец!), а сценарий написал Аарон Соркин, на счету которого уже есть один байопик о компьютерщике-миллиардере - "Социальная сеть" об основателе Facebook Марке Цукерберге. Среди других громких премьер – стильная лесбийская драма Тодда Хейнса "Кэрол" с Кейт Бланшетт и Руни Мара в главных ролях, насыщенный звездами (Джонни Депп, Бенедикт Камбербатч) криминальный триллер "Черная месса" и блестящая, саркастическая "Высотка" – экранизация одноименного романа культового английского писателя Джеймса Балларда. Ну а что же конкурс? Все попытки Лондонского фестиваля вписаться в высшую фестивальную лигу пока к серьезному успеху не привели. Сложившуюся десятилетиями репутацию "фестиваля фестивалей" – широкого представительного показа, да с участием звезд, да в мировой столице Лондоне, но без престижного и заставляющего томиться в ожидании вручения громких "пальмовых ветвей", "львов" и "медведей" конкурса – преодолеть сложно. Конкурс, тем не менее, есть, и, хотя самые громкие режиссерские имена по прежнему предпочитают приберегать свои премьеры для Канн, Венеции или Берлина, официальная соревновательная программа ЛКФ таит в себе немало обещающих картин. В первую очередь это уже получившая Гран-при в Каннах венгерская картина "Сын Саула" – пронзительная и в то же время предельно жесткая история о вынужденном работать в зондеркоманде в нацистском концлагере еврее, который вдруг среди мертвых, которых он должен хоронить, обнаруживает тело своего сына-ребенка. "Кладбище блеска" таиландца Вирасетакула Апичатпонга, несмотря на свое мрачное название, – поэтическая лирическая история о группе солдат, внезапно пораженных сонной болезнью. Пронизанные тайским фольклором причудливые ленты Апичатонга нелегко находят дорогу к массовому зрителю, но на фестивалях его обожают. Достаточно сказать, что его "Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни" в 2010 году в Каннах был удостоен высшей награды - "Золотой пальмовой ветви". Наконец, невозможно не отметить "Песнь заката" британского режиссера Теренса Дэвиса. 70-летний ветеран славится своим жестким, предельно бескомпромиссным и антикоммерческим подходом к искусству кино. Подход такой сильно затрудняет ему жизнь: "Песнь заката" – эпическая драма о жизни в деревенской Шотландии в канун Первой мировой войны – всего лишь восьмая полнометражная картина режиссера за 40 лет работы в кино. Однако репутация его в кругах синефилов неоспорима, и каждая новая работа Дэвиса - это, непременно, событие. Россия и вокруг Похоже, что полученный в 2010 году Алексеем Попогребским главный приз Лондонского кинофестиваля за картину "Как я провел этим летом" так и остался единичным эпизодом и не стал ожидавшимся локомотивом, который сумеет втащить на британские экраны новые российские фильмы. В этом году в конкурсе ни одной российской картины нет, да и в обширной внеконкурсной программе присутствие России крайне скудное. Есть уже показанная в Венеции "Франкофония" Александра Сокурова. Грустно было читать появившееся в преддверии фестиваля в газете Independent интервью с Сокуровым под заголовком "Режиссер, которого Россия игнорирует". "Для меня нет, и никогда не будет места в российском кино", - признается в интервью Сокуров. Что, по всей видимости, не так уже далеко от истины – "Франкофония" позиционируется на фестивале как фильм совместного франко-германско-нидерландского производства, и строго говоря, Россия никакого отношения к этой картине не имеет. Да и по содержанию этот документальный фильм-эссе – рассуждение о Европе, ее истории и культуре, России касается лишь опосредованно. Собственно Россию представляет уже получивший "Серебряного медведя" в Берлине и даже вышедший в российский прокат фильм Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками". Только что вышедший в британский прокат шедевр "Трудно быть богом" Германа-старшего получил в Британии блестящую прессу, и сын, безусловно, имеет фору в виде славы и репутации скончавшегося недавно отца. Такой форы нет у второго (из всего двух) полнометражного российского фильма в программе фестиваля. Режиссер картины "Небесный верблюд" Юрий Фетинг отнюдь не новичок, но до сих пор известен был скорее как сценарист, да и то, по большей части, телесериалов. Снятый в калмыцких степях "Небесный верблюд" - очаровательная история о восьмилетнем мальчике, отправляющемся в странствование по пустыне в поиске проданного отцом верблюжонка. Для самых маленьких, не умеющих читать английские субтитры зрителей, перевод будет зачитываться в специально предоставленные наушники. Даже Украина, к которой нынче по понятным причинам привлечено повышенное внимание, и которая порадовала гостей прошлогоднего фестиваля блестящим фильмом Мирослава Слабошпицкого "Племя", представлена в этом году лишь семиминутной короткометражкой об олимпийской чемпионке фигуристке Оксане Баюл. Так же скромно – короткими мультяшками в сборных программах - представлены на фестивале Эстония и Латвия.

Суфражистки открывают лондонский кинофестиваль
© BBCRussian.com