Войти в почту

Моби Дик, Годзилла и Несси, монстры кинематографа: галерея экранизаций

12 ноября 1933 года некий Хью Грей сделал первую известную фотографию Лох-несского чудовища, по легенде многие столетия обитавшего в шотландском озере Лох-Несс. Не смотря на низкое качество, сенсационный снимок появился на первой странице английской газеты Дэйли Скетч. Снимок разжег новые страсти вокруг истории, считавшейся легендой, не основанной на документальных подтверждениях, и стал привлекать туристов к не особо популярному до той поры шотландскому озеру. Сегодня, вспоминая о легенде Лох-Несского чудовища, представляет обзор самых знаменитых водных киномонстров.

Моби Дик, Годзилла и Несси, монстры кинематографа: галерея экранизаций
© ИА Regnum

Читайте также: Чудовища Лох-Несс нет, но дело его живёт

В начале века популярным персонажем экранизаций был Моби Дик — чудовищных размеров кит-убийца из романа «Моби Дик, или Белый кит». Книгу Мелвилла, написанную в 1851 году, считают одним из лучших произведений литературы американского романтизма.

Основная тема романа — киты и китобойный промысел. Однако производственный контекст книги во многом помогает автору поднимать серьёзные философские вопросы. Киты в «Моби Дике» — не только биологические существа, обитающие в океанах, но прежде всего важные для Мелвилла образы. Сам Моби Дик олицетворяет необъятный, загадочный «космос», вселенную — неуправляемую и безразличную к человеку. Стихийная сила Моби Дика не имеет рациональной основы. Через его образ автор говорит о мире без смысла и Бога. Противник кита — капитан Ахав фактически теряет человеческое, рациональное и отдается во власть безумию.

Роман о поединке человека и кита, начиная с 1926 года, неоднократно становился темой фильмов режиссёров разных стран. На сегодняшний день кинематограф насчитывает девять экранизаций «Моби Дика», включая приквел «В сердце моря», премьера которого состоится 3 декабря нынешнего года.

Самым известным фильмом по книге стала картина Джона Хьюстона 1956 года с Грегори Пеком в роли Ахава. По словам режиссёра, «Моби Дик» стал самым сложным фильмом в его карьере. Морские сцены были поставлены на Канарских островах в Лас-Пальмасе, где во время съемок бушевали бури. Съёмочная команда вела изнурительную борьбу с воссозданной копией Моби-Дика — механическим китом весом 30 тонн и высотой в 30 метров.

Развитием темы морских чудовищ стала вышедшая в 1975 году картина «Челюсти» — экранизация одноимённого произведения Питера Бенчли выполненная тогда ещё 28-летним режиссёром . Главным действующим лицом фильма стала гигантская акула длиной в 7,6 метров, пожирающая людей острова Эмити вблизи Лонг-Айленда. В основу романа Бенчли легли реальные события: В 1914 году в Нью-Джерси за 14 дней в результате нападения гигантской белой акулы погибло пять человек. А в 1964 году рыбаки поймали чудовище впечатляющих размеров — вес животного составлял 2065 кг. Такие габариты послужили источником идеи появления образа акулы-людоеда.

Монстр из «Челюстей» настолько поразил зрителей, что в течение 70-ти лет фильм занимал лидирующие позиции в прокате, а его и без того внушительный семимилионный бюджет, где только одна электромиханичаская акула обошлась в два миллиона долларов, окупился в 39,16 раз. Для начинающего Спилберга лента стала судьбоносной.

Образ акулы-людоеда в фильме символизирует аномальную стихию природы, сверхъестественное и абсолютное зло. Целью режиссёра было показать то, каким становится человек перед лицом стихии, как страх и ужас делают его настоящим. Главный герой — шериф Броуди даже не умеет плавать, но в момент встречи с чудовищем лицом к лицу преодолевает свой страх и находит силы для победы.

В ином свете предстает образ морского чудовища кинематографистам с другой стороны земли — в Японии. Там царствует пожирающий радиацию, ставший кинематографической классикой, образ монстра — ящер Годзилла. Идея его создания принадлежит Томоюки Танака, продюсеру японской киностудии «Toho». Не получив разрешение на экранизацию истории о рыболовецком судне «Lucky Dragon 5», которое оказалось под мощной волной радиации в эпицентре ядерных испытаний США, Танака придумал ящера, который долгие годы спал в глубинах океана и проснулся от взрыва водородной бомбы. Под воздействием радиации он мутировал и превратился в 50-метрового монстра. Название «Годжира» («Gojira») происходит от смешения японских «горилла» («горира») и «кит» («кудзира»), потому как изначально Танака представлял чудовище, как нечто среднее между китом и гигантской гориллой. Однако, когда в 1953 году продюсер увидел американский фильм «Чудовище с глубины 20 000 саженей», он решил, что Годзилла будет иметь облик чёрного динозавра с пластинами на спине.

Над первым фильмом про Годзиллу Томоюки Танака работал совместно с молодым режиссёром Исиро Хонда, побывавшим ассистентом у легендарного Акиры Куросава. Лента вышла на экраны в 1954 году и послужила началом истории мировой популярности Годзиллы. В рекордные сроки монстр оттеснил на второй план Кинг-Конга, Франкенштейна и других киночудовищ. Не считая сериалов за всю историю кино о Годзилле было выпущено около 30 полнометражных фильмов.

Первый «Годзилла» получил премию японской киноакадемии за «Лучшие визуальные эффекты» и вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire. Примечательно, что в США фильм показали лишь спустя пол века — в 2004 году. Тогда релиз оригинальной версии стал почётным обладателем звезды на голливудской аллее звёзд.

Чтобы удовлетворить запросы публики, с середины 50-х годов фильмы про Годзиллу начали выходить практически ежегодно. В 1955 году режиссер Мотоёси Ода выпускает продолжение — «Годзилла снова нападает». Затем в 60-х-70-х годах появляется целая серия лент под названием «Годзилла против…»:

1962 — «Кинг-Конг против Годзиллы»;

1964 — «Годзилла против Мотры»;

1965 — «Годзилла против Монстра Зеро»;

1966 — «Годзилла против морского монстра»;

1971 — «Годзилла против Хэдоры»;

1972 — «Годзилла против Гайгана»;

1973 — «Годзилла против Мегалона» и многие другие.

Во всех лентах полюбившийся японцам персонаж защищает Землю от злых тварей, порождённых природой или прилетевших из космоса.

Идею фильмов о гигантском ящере взяли во внимание и американские киностудии, однако Голливуд предложил миру иное, чем у кинокомпании «Toho», видение главного персонажа. Для японцев монстры — «кайдзю» — в каком-то смысле сродни божествам. Их нельзя назвать хорошими или плохими, потому что в их понимании они — высшая сила, которая несёт справедливость, а значит все её действия символичны: разрушения свидетельствуют об ошибках и злодеяниях людей, которые нужно исправить, чтобы задобрить разгневанное божество. В американских версиях «Годзиллы» 1969, 1998 и 2014 годов оригинальная идея не выдержана: смысл чудовища сузили и изобразили его неуправляемым гигантом, бездумно разрушающим города.

По словам Шого Томияма, продюсера многих фильмов из серии «Годзилла против…», голливудский Годзилла — это просто монстр, а не бог. Его показывают как зверя, как простое существо, которое можно убить силами армии США. В итоге после выхода в 1998 году американского блокбастера Роланда Эммериха об атаке ящера на Нью-Йорк, создатели франшизы отобрали у режиссёра права на съёмку планировавшегося сиквела. Вместо голливудского «Годзиллы 2» свет увидел короткий анимационный сериал, продолжающий сюжет фильма. Интересно что в картине Эммериха персонажи, употребляя имя монстра, говорят что оно имеет древние корни.

Идея о монстрах — разрушителях, уничтожающих на своём пути достояние цивилизации, присуща всем Голливудским фильмам-катастрофам с участием чудовищ. На этом фоне выделяется американский триллер «Монстро» режиссёра , вышедший на экраны в 2008 году, поскольку представляет необычную манеру съёмки: приём «дрожащей камеры». По сюжету, Нью-Йорк крушит 45 метровый гуманоид — чудовище Кловерфилд. Главные герои снимают катастрофу на любительскую камеру, пытаясь запечатлеть документальные кадры самого страшного момента в их жизни. По мнению американских кинопрокатчиков, дестабилизированное изображение на большом экране в кино могло вызывать у посетителей головокружение и тошноту, поэтому во время проката некоторые кинотеатры вывешивали специальные предупреждения о возможных последствиях.

Известным монстром кино стало и само Лох-Несское чудовище. Однако наряду с триллерами, такими как например «Ужасы Лох-Несса» Пола Зиллера, бо́льшую популярность приобрели фильмы-сказки, где главными героями, принимающими участие в разгадке тайн шотландского озера, становятся дети.

В 2007 году на экраны вышла картина «Мой домашний динозавр». История разворачивается на фоне Второй мировой войны. Главный герой, мальчик, тоскующий по ушедшему на фронт отцу, находит на берегу Лох-Несса загадочное крупное яйцо, из которого вскоре на свет появляется мифическое существо. Тем временем рота солдат ищет в озере немецкие подводные лодки. Мальчик помогает динозавру выжить и укрыться от посторонних глаз, что с каждым днём сделать всё труднее. В «Моём домашнем динозавре» показан оригинальный взгляд на взаимодействие монстра с людьми. Это фильм о настоящей дружбе и единении на фоне войны и потерь.

Со временем образ чудовища в кино претерпел существенные изменения. Если в начале XX века в лице монстра воплощались все ужасы неуправляемой вселенной, то в японской традиции 50-х-60-х годов чудовище символизирует божество, которое хоть и наделено безграничной властью, но отнюдь не стихийно, а выступает лишь как ответ на человеческие пороки. Более поздний голливудский кинематограф, подчиняющийся искусственным законам приключенческого жанра, существенно упростил смысл монстра, сведя фильмы-катастрофы с их участием к зрелищному экшну. Монстр в таком кино лишь фон для приключений человеческих героев. В современном кино образ чудовища часто наделяется новыми свойствами — человеческим характером и беззащитностью перед людьми. Роли меняются. Сейчас главный монстр кино — сам человек, без всяких иносказаний.