"Тихий Дон": казаки научили актеров махать шашкой и держаться в седле
Главная премьера года на телеканале "Россия 1" — 29 ноября начинается показ многосерийного фильма "Тихий Дон" режиссера Сергея Урсуляка. Это уже четвертая экранизация бессмертного романа Михаила Шолохова. От мирного 1912-го — через Первую мировую, революцию, Гражданскую. История страны как история семьи. Вот были люди и простое казацкое счастье — земля, дом, семья, присяга, вера — но война прошла над жизнью, как буря над деляной пшеницы. "Семья начала исчезать. Страшный момент распада семьи. Мне бы хотелось, чтобы эту скорбь, досаду, трагедию ощутили зрители, чтобы они воспринимали судьбу Мелеховых, Астаховых, Корушуновых как своих родных людей", — отмтил режиссер картины Сергей Урсуляк. Родными станут Аксинья и Наталья, и конечно, Григорий Мелехов — этакий мятущийся русский Гамлет, говорит про него режиссер Урсуляк. Молодые совсем актеры — впервые в истории экранизаций — ровесники своих героев. Они бесстрашно вошли в этот "Тихий Дон", где все по-настоящему: и в холодной реке тонули, и под палящим солнцем горели. "Все так хорошо знают, как играть Аксинью, Наталью, а когда надо играть, оказывается, что все сложнее", — признается исполнительница роли Натальи актриса Дарья Урсуляк. "Когда все началось, было ощущение что я не на земле, что это уже не я. Как будто мне надо заново учиться дышат, надо заново учиться говорить", — вспоминает исполнительница роли Аксинья Наталья Чернышова. И даже не говорить, а гутарить — на экране почти забытая, Шолоховым сбереженная, сочная, певучая народная речь. А в ней и музыка, и боль о порушенной ХХ веком казачьей цивилизации. Снимали на Дону, под тем просторным небом, о котором писал Шолохов. Хутор Татарский выстроили совсем недалеко от Вешенской. Здесь земля еще помнит, как на полях, где вчера еще рожь колосилась, сеяли смерть. Сценарий был готов задолго до трагических событий на Украине, но едва ли бывают такие совпадения, скорее, история наказывает за невыученные уроки. И весь год, пока работали на съемочной площадке, совсем рядом, на Донбассе, лилась кровь. "Это урок трагедии, которая прошлась по семье, по хутору по соседями, кумовья, братьям, сестрам, трагедия Гражданской войны. Это огромная трагедия, что мы переживаем с Украиной, это рана у нас у всех", — сказала народная артистка России Людмила Зайцева. Людмила Зайцева — Ильинишна, настоящая казачья дочь. Ее предки — выходцы из Запорожской Сечи. А Сергей Маковецкий — в образе Пантелея Прокофьевича, с серебряной серьгой в ухе. Семейную реликвию принес один из местных жителей. Станичники щедро делились кто чем может: и чугунными сковородками, и латунными чайниками, и кружевными салфетками, и просто советом, как не соврать в мелочах, как по-казачьи в седле держаться и шашкой владеть. В роли Мишки Кошевого — Александр Яценко,. итьку Коршунова сыграл Никита Ефремов. Как оказались по разные стороны станичники, веками связанные дружбой и службой? Неправильный жизни ход, говорят, но не остановить. "Мой герой — кровавый мальчик, как мне кажется. Человек беспощадный, и в этом он задорен. Мне даже страшно представить, как совмещалось православное традиционное общество с грядущим Советским Союзом и Красной Армией. Мне до сих пор не понятно", — признался Никита Ефремов. "Случилось так, как случилось. К сожалению, как показывает практика нашей жизни, это может случиться в любой момент. Мне кажется, нам нужно снизить градус нашего неприятия друг друга, неприятия разности наших позиций, взглядов и жить иначе", — уверен Сергей Урсуляк. "Тихий Дон" — как напоминание и предупреждение нам, шагнувшим на век вперед. Фильм Сергея Урсуляка на экраны выходит в год 110-летия Михаила Шолохова, не конкурируя с экранизациями Герасимова и Бондарчука, но доказывая, что у каждого поколения есть право на прочтение бессмертного романа. И это — настоящее кино большого стиля — о любви и войне, о стране и семье, о страшном десятилетии, перевернувшем ход истории.