Как ни удивительно, Эльдар Рязанов - человек огромного таланта - любил сниматься в крошечных ролях. Даже не ролях, так, эпизодиках, и чаще всего без слов. Но зрители всегда выхватывали знакомый образ милого толстяка из самого общего плана. «Комсомолка» решила вспомнить маленькие роли большого мастера. Сам режиссер называл страсть к эпизодам злоупотреблением служебным положением. Потом придумал другое объяснение: «Участие в эпизодах напоминает мне ситуацию, когда художник рисует огромное многофигурное полотно, а где-то внизу и себя. Это своеобразный автограф, которым я пользуюсь». Автографов режиссер оставил немало - в 19 кинокартинах, на фильмографию иного профессионала потянет, хотя актерского образования у него не было. Да и не нужно было - настолько органично вписывался мастер в предложенные собой же обстоятельства. Бандитская пуля «Старики-разбойники», 1971 год Эльдар Рязанов рассказывал, что замысел трагикомедии «Старики-разбойники» появился в больнице, куда он попал с сердечным приступом. Сосед по палате пожаловался режиссеру, что на его работе «уходят на пенсию» крепких специалистов, чтобы освободить место для молодых и блатных. Все, готово! Потом уже в сценарии появились и похищение картины из музея, которую задумывают персонажи Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева, и романтическая линия с Ольгой Аросевой. Конечно, на фоне звезд советского кинематографа никто бы не вспомнил героя Эльдара Рязанова, не сыграй его сам режиссер. Сам Рязанов никогда особо не вспоминал эту роль, лишь гордился, что стал партнером Юрия Никулина, хоть и в одном кадре. ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ «Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал». «Что у вас с рукой?» - «Ерунда, бандитская пуля». Пить надо меньше «Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 год Кто не помнит сердитого пассажира рейса Москва - Ленинград, на чьем плече проспал весь полет Женя Лукашин! «Этот эпизод мы снимали в аэропорту «Домодедово» в воскресенье, - вспоминал Эльдар Рязанов. - Чтобы эту сцену сделать живой, нужен был актер, который бы подсел к персонажу Мягкова. Но никого подходящего не было, а если бы мы стали искать артиста в воскресенье, то не успевали бы закончить до конца смены. Тогда я сел рядом и проиграл эту сцену». ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ «Ну скажи что-нибудь, ты же у нас самый сообразительный». «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба...» «Нашлись добрые люди... Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели...» «О-о, тепленькая пошла!» «Пить надо меньше, надо меньше пить». Счастливый вы наш! «Гараж», 1979 год Этот фильм начался для Эльдара Рязанова с истории, происшедшей на «Мосфильме», где среди творческой интеллигенции распределяли места в гаражном кооперативе. «Я приехал домой после собрания как оглушенный. Ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными, - вспоминал режиссер. - Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых». Этот гнев Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский преобразили в злой и смешной сценарий. Большинство персонажей они снабдили чертами их реальных участников того мосфильмовского собрания, заменив киностудию на некий НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Но Рязанов так и не раскрыл фамилии прототипа своего героя - начальника отдела насекомых, безмятежно проспавшего на чучеле бегемота жеребьевку. ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ «Я за машину Родину продал!» «Законным путем идти можно. Дойти трудно». «Он лежит в знак протеста!» «Человека надо охранять от человека». «Во дает начальник отдела насекомых! Набегался за бабочками!» «Вытащите эту бумажку, счастливый вы наш!» Какая кухня, такая и песня «Вокзал для двоих», 1982 год Снимался фильм, по воспоминаниям Рязанова, тяжело: сценарий, в основу которого легла реальная история Микаэла Таривердиева и актрисы, сидевшей за рулем его машины, никак не хотела становиться достоверной. Актерам тяжело было произносить литературный текст, терялось то удивительное ощущение правды, за которое мы так любим рязановское кино. В дело были брошены все ресурсы, даже сам режиссер. Здесь Рязанов сыграл самый длинный эпизод, а у его персонажа - заместителя начальника железнодорожной станции - даже появляется имя - Иван Кузьмич. ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ «Чтоб я ел вот это?! Это уже один раз ели!» «По-моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане». «Какая кухня, такая и песня». «Сама, сама, сама! Не в ресторане, самообслуживание! Тайм из мани!» «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть» «Небеса обетованные», 1991 год «Фильм о людях, не нашедших места в постперестроечной России, снимали в Москве на настоящей помойке. Актерам приходилось трудно: холод, жуткие костюмы, да и материал совсем не походил на светлые комедии Рязанова. Скорее смех сквозь слезы. Этот фильм стал для режиссера, не принявшего изменений в стране, очень личным. И, естественно, Эльдар Александрович не отказался от крошечного эпизода. Тут он не произносит ни слова, зато аппетитно уплетает сосиску на глазах голодной Кати Ивановой, которую сыграла Ольга Волкова. В этом фильме, как и во многих других, звучит песня на слова Рязанова: «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть, дни летят в метельной круговерти. Жизнь - тропинка от рожденья к смерти, смутный, скрытный, одинокий путь». ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ «Президент, они говорили по-нашему?» - «Да, только без матерных слов». «Щас я из тебя соцреализм сделаю!»

В титрах не значился
© Комсомольская правда