Ещё
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
Крачковская о съемках: "Я просто рыдала"
Крачковская о съемках: "Я просто рыдала"
Актеры
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

«Страдания Человека-паука». Режиссер — о главной беде современного кино 

«Страдания Человека-паука». Режиссер — о главной беде современного кино
Фото: АиФ – Юг
«Режиссер — это полководец, ведущий в бой всю съемочную битву», — уверен краснодарец , на счету которого и анимационные, и игровые, и документальные фильмы.
Проблема сценария
«АиФ-Юг», : Валерий, вы учились на филолога, а сейчас снимаете фильмы. Как так вышло?
Валерий Мельников: Да, я окончил филфак. Шел туда учиться с мечтой стать писателем. Но в университете из нас готовили будущих учителей русского и литературы, а не Пушкиных и Достоевских. К тому же, как оказалось, мне значительно проще рассказать историю в визуальных образах. Какое-то время я работал журналистом, но при этом всегда завидовал фотокорреспондентам — они делают пару фоток и получается материал, который стоит целой статьи. Купил цифровой фотоаппарат и в качестве первого опыта решил снять фотоиллюстрацию к казачьей сказке. Налепил пластилиновых казаков, сделал пару снимков, стал двигать героев -и тут внезапно пришла идея о мультике. В итоге снимал всю ночь, не выспался, но получившиеся полминуты кривой анимации показались мне самым прекрасным творением в жизни. Хотелось снимать, снимать и снимать. И тогда я поехал в Москву поступать на кинорежиссерский.
— Многие известные режиссеры говорят, что найти достойный сценарий — самое сложное, поэтому плодятся ремейки, пересъемки и экранизации комиксов. Это проблема только Голливуда?
— Найти хороший сценарий — самое сложное в фильмопроизводстве. Ведь что такое кино? Это еще один способ рассказать историю. И, конечно, история эта должна быть интересной. Лондон, Горький, Толстой, Чехов — все они прожили сложную, бурную жизнь. Путешествовали, страдали, воевали… У них был богатый жизненный опыт. А о чем может рассказать большинство современных сценаристов? О своих походах в ближайший торговый центр? Великие рассказчики всегда боролись за что-то, страдали за какую-то великую идею. А сейчас мы слишком ленивы и сыты, чтоб сопереживать и умирать за идеалы.
Страдания Человека-паука или роботов-трансформеров слишком надуманные, даже сами авторы в них не верят. Беда современного кино — вымышленные герои, лубочные конфликты. Для больших студий поиск сценариев осложняется тем, что надо заботиться о продаже своего кино. Как привлечь наибольшее количество зрителей? Чтоб и гламур был, и саспенс, чтоб критики-интеллектуалы не заклевали и чтоб молодежь с района не заскучала? В итоге получается кастрированное кино. Его пытаются приправить матом, жестокостью и пьянством. Но от этого только хуже.
Считается, что герой фильма должен быть похож на зрителя. Это рождает сопереживание. Но беда в том, что на нас сегодняшних даже нам самим скучно смотреть.
Шанс для провинции
— Кто, на ваш взгляд, режиссер — автор, создатель нового мира, организатор, знаток кинематографических технологий?
— Режиссер — не только некий эстет, поглощенный самовыражением на экране. Он, в первую очередь, еще и полководец, ведущий за собой в нелегкую битву всю съемочную группу. Нужно быть организатором, психологом, разбираться в технике, в строительстве декораций, в музыке, в пиротехнике и т. д. В идеале режиссер должен уметь снимать лучше оператора, разбираться в звуке лучше звукорежиссера, играть лучше актера, монтировать как сам Господь Бог, строить декорации как инженер и таскать реквизит как заправский грузчик. Он обязан это уметь или хотя бы убедить съемочную группу, что все это умеет — только так можно контролировать съемочный процесс и добиться от всех максимума.
— Сейчас в разговорах о кино часто используют экономические термины: инвестиции, отбить, прибыль, доход. Разве о нем можно говорить в таких словах, ведь это все-таки искусство, тем более «важнейшее для нас»?
— Вы просто подумайте — люди вкладывают в проект сотни миллионов долларов. Конечно, они обеспокоены тем, чтобы их вернуть. И их можно понять. Писателю, чтоб написать бестселлер, достаточно пера и бумаги, художнику — холста и краски. Производство же кино — затратная вещь. Минимум полтора года должна трудиться команда профессионалов с самой современной техникой. При этом вы еще зависите от погоды, от слаженности и квалификации съемочной группы и еще от тысячи случайностей… Наконец, вы снимаете шедевр, но он выходит в прокат в один день с новыми «Звездными войнами» — и все зрители уходят смотреть на джедаев. Поэтому кинопроизводство — это бизнес рискованный и очень нервный.
— А вы не мечтаете сорвать куш, как, например, авторы «Ведьм из Блэр» или «Паранормального явления», которые, сняв фильм за десятки тысяч долларов, заработали на прокате сотни миллионов?
— Мечтаю, конечно, и даже работаю сейчас в этом направлении. Правда, очень не хватает пока этих самых жалких десятков тысяч долларов (улыбается).
— Можно ли, на ваш взгляд, снимать конкурентоспособные фильмы в провинции?
— Сейчас очень удачное время для «провинциального» кино. В стране экономический кризис, кинопроизводство в столице сокращается — нет денег. А потребность в кинопродукции осталась. Вот тут и появляется шанс у провинциалов, ведь производство здесь обходится в несколько раз дешевле. Кроме того, мы привыкли работать в обстановки острого дефицита, искать бюджетные решения. К тому же, на Кубани идеальное место для натурных съемок — красивая, разнообразная природа. Горы, море, песок, болота, пальмы в Сочи — в общем любой тип ландшафта, какой только можно придумать. Конечно, есть и сложности: не хватает профессионалов. Мало актеров, звукорежиссеров и гримеров буквально единицы, осветителей вообще нет. Поэтому приходится организовывать съемочную группу «с нуля», обучать людей.
История в пластилине
— Вы снимали анимационные фильмы об истории Краснодара, кино о событиях Великой Отечественной на Кубани. Такой интерес к истории — дань моде?
— На мой взгляд, нет ничего более поучительного, чем история. Кстати, одна из моих старых работ — «Взятие Березани» из цикла «Екатеринодарские байки» — посвящена запорожским казакам, которые под российскими знаменами сражались с турками за Крым. Сейчас эта тема внезапно снова стала очень актуальной.
— Игровые, документальные, анимационные фильмы… Вы снимаете во многих жанрах, а к чему все-таки больше лежит душа?
— Да, я работаю в разных техниках — пластилиновая («Екатеринодарские байки») и рисованная мультипликация («Советский солдат»), в жанре документального («Краснодар 1942 — 1943 гг.», «Кубанские казаки и половецкие бабы») и художественное кино («Заказ», «Эстафета»). И рекламные ролики снимаю, куда ж без них. Может, надо бы сосредоточиться на чем-то одном и совершенствоваться — стать или мультипликатором, или документалистом, или уйти в игровое кино. Но так хочется попробовать себя во всем. Ведь каждый жанр, каждая техника дает какие-то новые возможности.
Например, мультипликация — очень кропотливый труд, на нее всегда столько времени и сил уходит, что каждый раз зарекаюсь с ней связываться. Но зато какое это удовольствие — ведь только в мультипликации ты становишься всемогущим творцом. Тебе подвластно все: погода, ландшафт, любые герои и обстоятельства. Ты ограничен лишь собственным воображением. Ну и ленью, конечно. Придумать — это одно, а рисовать все это намного сложнее. Зато у тебя на глазах неживые объекты начинают двигаться, обретают жизнь — это непередаваемое ощущение.
— И последний вопрос: что вы сейчас снимаете?
— Сейчас работаю сразу над тремя проектами. Доснимаем короткометражный фильм по фронтовому рассказу «Эстафета». Место действия — горы в районе станицы Крепостной. Снимали там весной, но не успели — потеплело и зазеленели деревья. Пришлось ждать осени, когда листья снова опадут, чтобы снять несколько сцен. В этом фильме сыграли актеры Молодежного театра , , . Трейлер уже можно посмотреть в ютубе. Довольно зрелищное кино — там много стрельбы, взрывов.
Второй проект тоже патриотический — документальный фильм о работе кубанских поисковиков, самоотверженных людей, которые тратят кучу времени и сил на раскопки и поиск останков наших солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Недавно мы ездили с ними в экспедицию: они пытались извлечь из болота остатки истребителя Як. Целый день копались в болоте, строили плотину, таскали ведрами ледяную воду… И все только для того, чтобы добраться до двигателя самолета и прочитать серийный номер — по нему можно восстановить личность пилота, узнать его судьбу и передать останки родственникам.
Третий проект пока на стадии раскадровки и кастинга — это мистический триллер, действие которого проходит на кубанских просторах.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео