Рождественский конвейер
В прокате фильм "Любите Куперов" Премьера кино За две недели до католического Рождества в прокат выходит голливудская картина "Любите Куперов" в жанре драмеди -- про семейные ценности американского среднего класса с внушительным звездным ансамблем и идиллическим снегопадом. Умилялась под бессмертные хиты Отиса Реддинга и Нины Симон ЕЛЕНА КРАВЦУН. Известно, что Рождество -- это не только семейный праздник, но и причина стресса многих людей на свете. Правда, психоаналитики утверждают, что гнетущее чувство подавленности в эти волшебные дни испытывают прежде всего одиночки, но на деле вся эта изматывающая гонка за подарками и елками, внушительные траты и тесные контакты с родственниками и их орущими детьми для большинства жителей мегаполисов оборачиваются сущим адом с запахом сосны и имбирных пряников. Вот и члены семьи Куперов неумолимо грядущий праздничный ужин Рождественского сочельника в доме Сэма (Джон Гудман) и Шарлотты (Дайан Китон) воспринимают с опаской, и каждый бессознательно ищет повод увернуться от "сказочных" часов общения с родней в замкнутом пространстве. Ведь Рождество в домашнем кругу, когда все стародавние обиды так и пробиваются наружу,-- настоящий тест на стрессоустойчивость, любой может слететь с катушек, поэтому сам призыв названия картины "Любите Куперов" выглядит несколько преждевременным -- было бы за что. Для Сэма и Шарлотты рождественский ужин -- финальное для их 40-летнего брака шоу, после которого они объявят детям о разводе. Причины для таких перемен, правда, какие-то хилые: он бесконечно обвиняет ее в том, что они за всю жизнь так и не отправились путешествовать по Африке. Шарлотта же свою усталость от брака скрывает в перфекционизме и хочет лишь "последнего, идеального Рождества". Она из сорта женщин, падающих из-за переперченного пюре в обморок, с образцовым порядком в доме, чего не скажешь о самой семье, у каждого члена которой прячется свой скелет в шкафу. Их дочь Элеонор (Оливия Уайлд) коротает часы в аэропорту с незнакомым солдатиком (Джейк Лейси) и в итоге предлагает ему сыграть в фейковые отношения, лишь бы не видеть укоризненную мину родителей по поводу неустроенной личной жизни. Очаровательное развитие отношений этой парочки, сдобренное действительно остроумными репликами и про республиканцев, и про религию,-- пожалуй, лучшая линия картины. Когда камера заглядывает в прекрасные глаза Оливии Уайлд, начинаешь любить эту актрису еще больше: она будто пришла в этот фильм из совершенно другого кино. Брат Элеонор, Хэнк (Эд Хелмс), пытается скрыть тот факт, что его, унылого фотографа в торговом центре, на работе заменили роботом и спустя 17 собеседований он все еще не нанят. Одинокая тетя Эмма (Мариса Томей) жалким образом тырит в магазине брошку в подарок сестре Шарлотте, плакатной семейной идиллии которой она всегда завидовала. Режиссером фильма выступила Джесси Нельсон, специализирующаяся на картинах про американские семейные ценности,-- достаточно вспомнить слезовыжимательную драму "Я -- Сэм", за роль в которой Шон Пенн был номинирован на премию "Оскар". По сравнению с целым выводком отечественных современных новогодних картин, в большинстве своем плоских и маргинальных (исключение составляет пока лишь "Страна ОЗ"), трагикомедия "Любите Куперов", плоская на американский манер, тем не менее смотрится выигрышнее и веселее. Ладно скроенное по вековым рождественским клише (те же "Привет семье!", "Четыре Рождества") с минимальным вкраплением туалетных шуточек, это кино и не пытается быть высоким искусством. Тем не менее вы будете честно смеяться, плакать, переживать и завидовать главным героям, не раздражаясь от сладкой искренности, ну, может, разве самую малость. При этом в шутливом ключе картине удается обратить внимание на такие не праздничные, но вечные проблемы, как усталость от брака, соперничество между детьми за одобрение родителей, кровная зависть. И даже неожиданно умудряется навеять ностальгию по дому и семье. Действительно идеальным в этом фильме оказывается саундтрек, его впору скачивать как безупречное музыкальное сопровождение для самых приятных новогодних моментов. Свои колядки режиссер заводит под песни Боба Дилана, Нины Симон (божественный голос которой -- единственное, во что верит Элеонор Купер в жизни), Стинга, Отиса Реддинга, Роберта Планта, и глянцевые дома Питсбурга начинают искриться тысячей огней, пышные вечнозеленые ели -- пестрить мерцающими шарами и сахарными игрушками, а за окном -- падать пушистый снег.